Кто знает такую аббревиатуру — SQC Club Russia? Никто? Я тоже в первые узнал про это, прочитав очередную статью про автомобили, про звук в авто. Лично я, никогда не стремился «залезть» в тему — авто-звука, но затрагивал поверхностно здесь, где коротко рассказывал про автозвук — как простую систему, которая имеется «с завода по умолчанию» практически в любом авто. А тут, меня заинтересовал вопрос. Пошел на сайт, почитал, вот решил поделиться с вами.
Информация взята с официального сайта
(не реклама), я лишь коротко опишу сами сигналы, их назначение и по каким параметрам следует оценивать тот или иной трек этого «диска» (специально подобранных треков, не знаю — по каким принципам это было сделано). Дам ссылку на скачивание этих треков, хотя эти же ссылки, имеются и на оф-сайте организации. Надеюсь, что читателям пригодится эта информация и они отпишутся в комментариях — что интересного они услышали в своей машине с помощью этих треков, которые можно считать «тестовыми сигналами».
Как то, на сайте было опубликовано несколько статей по тематике — «Тестовые сигналы». Немного напомню — LET’S TEST – тестовые сигналы, Тестовые сигналы для проверки и настройки аудиоаппаратуры, Тестовый диск А.М. Лихницкого, и три статьи про «шумы» — “Белый шум”, “Розовый шум”, “Коричневый” (красный) шум. Так вот, решил я пополнить этот список. Но в этот раз, сигналы предназначены для настройки и проверки авто-звука, так сказать — «специализированные». «Специальными» их можно назвать потому, что их подобрали специалисты, специально для своих целей. Но по сути и содержанию — это обычные музыкальные треки и немного реальных тоновых сигналов, похожие, или точно такие же, о которых мы ранее разговаривали…
- Вступление
- Про тестовые сигналы
- Соревнования — SQC
- Установка громкости
- 1. Intro
- 2. Розовый шум
- Технические дорожки
- 3. Фаза «средние частоты»
- 4. Фаза «высокие частоты»
- 5. Фаза «низкие частоты»
- 6-10. Равномерность, ширина и высота звуковой сцены
- 11. Аплодисменты
- Музыкальные дорожки
- 12. Alex Rostotsky Trio – «Intro»
- Описание «звуковой картинки»
- Эшелонирование звуковой сцены в глубину
- 13. Simon Phillips – «Drums Solo»
- 14. Mighty Sam McClain – «Give It Up To Love»
- 15. Laura Fygi – «If I Ain’t Got You»
- Разбор трека на инструменты
- 16. Shnitke – «Childhood»
- Разбор трека на инструменты
- 17. Guiseppe Verdi – «La Donna E Mobile»
- 18. Blues Company — «My Little Angel»
- Итоги
- Соревнования — ESQC
- Звуковые треки для ESQC
- 19. Intro
- 20. Розовый шум
- 21. фазировка каналов
- 22. Параметры звуковой сцены
- 23. Seminaarinmäen Mieslaulajat — «Taina»
- 24. Quadro Nuevo — «El Choklo»
- 25. Keb Mo — «Dirty low down and bad»
- Бонусные треки
- Вывод
Вступление
Приветствую всех интересующихся.
Немного поведаю, что это за клуб — «SQC Club Russia» (Sound Quality Competition Club), который был создан для объединения увлеченных людей, которые много сил и времени отдают постройке качественного звука в своём автомобиле. Главное, на что они акцентируют своё внимание — получение «качественного звука»! Но и параллельно, участие в клубных «делах» позволяет этим людям увлеченно заниматься интересным делом. А еще, хочешь того или нет, но в общении расширяется музыкальный кругозор и человек интеллектуально развивается. А что? Супер идея и правильное направление!
Этот Клуб, в первую очередь, объединяет людей, которые обмениваются своим опытом, получают новую информацию к размышлениям, изучают чужой опыт, ждут и получают советы — как построить качественный звук в автомобиле, какое оборудование лучше использовать, почему. Как говорят организаторы этого клуба — сообщество создано именно для обмена опытом, а так же дружеского общения. Часто проводятся интересные мероприятия. Практически на всех мероприятиях оцениваются «шедевры автозвука», участники получают оценки, кубки, призовые места и всё то, что бывает на спортивных мероприятиях. Там не бывает проигравших!
Как вы думаете? Можно ли сказать, что авто-звук, по своей концепции, назначению, похож на домашнюю музыкальную систему? Да, думаю — это так и есть. Лично я с удовольствием слушаю свои любимые треки в авто, пока передвигаюсь из одной точки в другую. Особенно люблю слушать музыку типа Armin или Yello, двигаясь по трассе! Но их же, слушаю с интересом и более «внимательно» сидя на диване дома. Уровень громкости — разный, смотря с кем еду, или смотря кто дома.. Обычно, я один слушаю музыку на относительно небольшой громкости, и стараюсь получить максимально достоверный звук (в авто с этим вопросом у меня есть серьезные проблемы), который заложил звукорежиссер при записи и при сведении.
Но есть «меломаны», которые слушают музыку в своих авто так, что это будоражит всех людей в округе. Особенно они (эти авто-меломаны) любят вечерние и ночные поездки по городу, ну или по деревне. Так они выражают своё мнение о качестве своей аудио-системы. Но качество, в таких случаях, там только им мерещится. Громко — не значит качественно. И «бухание» саба — не показатель «крутости» аудио компонентов и вообще всей системы. Многие этого не понимают. Их очень много, таких. Клуб «SQC Club Russia» «направляет» умы молодых (и не очень) людей, в «правильное русло».
Как я понял, описывая на своем сайте направление деятельности клуба, они «проповедуют правила хорошего тона в авто-звуке». А это очень даже правильное направление. Доводят до «авто-звуко-хулиганов» правильные манеры и то, каким должен быть «крутой автозвук».
Хоть я и не имею в своей машине какой-то «продвинутой» авто-акустики, и даже подготовки для авто-звука…, к тому же, у меня штатные колонки и ГУ — обычный маленький Mystery, с флешкой для мр3…, но с удовольствием слушаю в машине свои любимые треки. А тем кто интересуется этим вопросом или хоть как-то знаком с авто-звуком, посвящается эта статья.
Надеюсь меня не обвинят в плагиате, так как я не претендую на авторство всей информации и указываю авторов, только позволю себе немного описать те сигналы, которыми пользуются в этом клубе. На основе этих треков они проводят соревнования и выставляют оценки качества того или иного «объекта».
Про тестовые сигналы
Немного поясню ситуацию с самими «тестовыми сигналами», всё что поясню — лично моё мнение и оно наверняка может отличаться от мнения авторов, которые собрали и представили этот сборник «сигналов». Клуб проводит соревнования в двух категориях и принципы там немного отличаются. Но сигналы одинаковы. Пояснение заключается в том, что при скачивании сигналов, там будет два варианта. В одном содержится 29 треков, а в другом всего семь. Но мне не совсем понятно, почему они разделили их, если в сборнике на 29 треков содержатся и те семь, которые помещены в отдельный сборник..
Но поразмыслив, понял, что специально отобранные семь сигналов предназначены только для ESQC-соревнований в этом клубе (External Sound Quality Competition). ESQC — это соревнования по качеству звучания для автомобилей, способных озвучивать открытое пространство (открытые двери и крышка багажника) с максимальным качеством, достоверностью и эффектом вовлеченности. Вот оно чё!!
Начнем с первой ссылки.
Соревнования — SQC
Здесь авторы говорят нам о том, что «качественный автомобильный звук по назначению и своей концепции ближе всего к домашним аудиосистемам», потому и сигналы эти наверняка можно использовать для быстрого теста своей домашней системы, проверить на «максимальную достоверность передачи музыкальной информации». По мне, так это стандартные сигналы, которые уже были описаны не один раз, и на нашем сайте в том числе, а так же, такие «сигналы» были использованы в других сборниках.
Скачали? Слушаете? Вот описание. Но описывать сами принципы — как и по каким критериям ведут оценку оборудования на соревнованиях в «SQC Club Russia» я не буду. Важно, что должен услышать слушатель и как будет звучать тестовый сигнал.
Установка громкости
1. Intro
Первая короткая композиция – это не для оценки чего-либо, а как «приветствие». В соревнованиях клуба «SQC Club Russia» трек не использовался как оценочный.
2. Розовый шум
Такой трек уже точно был в других сборниках и по нему можно адекватно установить уровень громкости. Трек подогнан по уровню громкости к дорожкам тестового диска на 88 дБ, потому, можно сразу выставить уровень громкости тестируемой аудиосистемы. Но для этого нужно измерять уровень громкости шумомером, на котором будет выставлен такой же уровень. Далее, в процессе оценки звучания всех треков, регулятором громкости не производят корректировку уровня.
Технические дорожки
3. Фаза «средние частоты»
Проверяем правильность фазировки в СЧ диапазоне. Этот и следующие два трека уже известны всем. Произносится фраза «Средние частоты. Фаза». В этом случае, голос диктора должен быть слышен по центру «звуковой картинки». В автомобиле, под «центром звуковой картинки» должно ассоциироваться место, которое располагается между двумя стойками авто (по продольной оси автомобиля). Допускается небольшое смещение голоса диктора вправо или влево от центра. Высота и удаленность образа в данном случае — не оцениваются.
Следом, в этом же треке, диктор произносит фразу — «Средние частоты. Противофаза». При правильной фазировке динамиков голос должен звучать немного тише, так же, он может быть немного расфокусированным для слушателя (звучать со всех сторон), может быть немного смещён в ту или иную сторону от центра. И наоборот, если голос диктора на последних словах звучит громче и сфокусирован в центре, то в области средних частот аудиосистема акустически противофазна.
Фазный сигнал должен быть громче, чем противофазный, независимо от их положения в пространстве.
4. Фаза «высокие частоты»
Оценка правильности фазировки аудиосистемы в полосе «высоких частот» , как и при тестировании «фазы на средних частотах». Дорожка содержит те же выражения, но специально подготовлена для полосы высоких частот.
5. Фаза «низкие частоты»
Правильность фазировки аудиосистемы в полосе «низких частот» проверяется так же, как и при тестировании «фазы на средних частотах», как в треке №3. Дорожка содержит те же выражения, но специально подготовлена для полосы низких частот.
6-10. Равномерность, ширина и высота звуковой сцены
В этих треках использована запись короткой музыкальной импровизации одной рок-группы. Здесь мы услышали ударную установку, электрогитару и бас-гитару. В запись практически не вносились корректировки — минимальная обработка. В системах, которые имеют хорошее звуковое разрешение, можно услышать лёгкое шипение лампового комбика.
Каждый трек из этой серии (6й — 10й) создавался путём панорамирования. Эти «эффекты» звуковой картинки отчетливо слышно и напрягать свой слух не придется. Фокусируйте внимание на «звуковой сцене» — оно должно точно соответствовать треку и определенной позиции:
- 6-й трек — звуковая картинка расположена слева, правая часть — вообще не слышна;
- 7-й трек — звуковая сцена слышна только справа, слева — полная тишина;
- 8-й трек — сцена расположена прямо по центру. Звук локализуется на геометрической продольной оси автомобиля;
- 9-й трек — звуковая картинка находится и слева и в центре — одновременно. Правильно услышать локализацию звука точно посередине между левым и центральным образами;
- 10-й трек — сцена располагается и справа и в центре — одновременно. Звук звучит точно посередине между правым и центральным образами;
Образ считается сфокусированным, если звуки в среднечастотной и высокочастотной частях спектра (обратите внимание на звуки рабочих барабанов, тарелок, электрогитары и среднечастотной составляющей звучания бас-гитары) воспринимаются в пределах размера стандартного головного устройства. В силу биологических особенностей человеческого слуха низкочастотная составляющая не может восприниматься столь же сфокусировано, поэтому размер образа бас-бочки и низкочастотной составляющей звучания бас-гитары может естественным образом расширяться до соседних образов, но звучание при этом должно оставаться слитным, без оттяжки отдельных звуков к мидбасовым динамикам или сабвуферу.
Построение «звуковых сцен» должно получиться примерно таким как на картинке выше. Все эти «звуковые картинки» располагаются по горизонтали, между стойками авто, между крайне левым и крайне правым звуковыми образами, к тому же, они будут правильно сфокусированы.
Так же, правильная фокусировка в пространстве — это пол дела. Там еще можно отметить ширину самой звуковой сцены. Это можно определить по звучанию электрогитары, рабочих барабанов и тарелок, особенно в самых крайних звуковых образах — в левом и правом. Низкочастотный спектр, в этом случае, в расчёт не берётся. Предполагается, что возможен «выход сцены» за физические габариты автомобиля, дальше за стойку авто.
Цель этих тестовых сигналов, настроить и получить систему, где «звуковая сцена» воспроизводит все 5 треков на одинаковой высоте и с одинаковой фокусировкой по высоте и с максимально широкой звуковой картинкой. Картинка не должна расползаться по вертикали (по высоте).
11. Аплодисменты
Этот трек нам тоже уже должен быть знаком. Его используют практически все меломаны и настройщики аудиосистем. Дорожка представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов в заполненном зрителями зале и служит для определения на слух неравномерности АЧХ в области средних частот. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении, которым является большой зал, эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю – шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различить самое начало хлопков (всплески).
На звуковом тракте с ровной, линейной АЧХ слушатель воспринимает эту фонограмму как аплодисменты. Но если звуковой тракт имеет неравномерность АЧХ («забор» из всплесков и провалов), аплодисменты становятся похожими на шум дождя. И чем больше неравномерность, тем сильнее содержимое дорожки напоминает дождь. Отдельные хлопки, выделяющиеся из общего звукового фона, в этом случае воспринимаются как назойливые сильные капли, стучащие по подоконнику.
Лично сам проверял свою систему этим треком. Я отчетливо слышу хлопки в ладоши! И там даже нет сомнений. Но акустика от дешевой системы домашнего кинотеатра (Свен и Кортланд) не блещет. Прослушивая этот трек через SVEN IHOO MT 5.1 я слышу почти дождь, точнее ливень. Но если напрячься и только тогда можно услышать отдельные хлопки, а не стук капель по мокрой кровле… А заполненного людьми зала — вообще не слышно. Иногда слышится — «лёгкая дождливость” и появляется сомнения — дождь слышен или всё же аплодисменты.
Музыкальные дорожки
12. Alex Rostotsky Trio – «Intro»
Трек по содержанию — очень странный, всего два инструмента – контрабас и ударная установка. С самого начала — ничего практически не слышно, только иногда «всполохи» барабанов.. Но там, на самом деле, играет еще и контрабас, который слышно очень-очень тихо. А на 1:20 минуте начинается «развязка»… Но нет, 1:40 — уже снова почти ничего не слышно.. Очень странный трек для оценки звука.
Описание «звуковой картинки»
Запись отличается исключительно высоким качеством. Она была выполнена в большой музыкальной студии с помощью двух конденсаторных микрофонов в формате «X-Y», 24 бита / 96 кГц. Аналоговый сигнал оцифровывался сразу после микрофонов и передавался к пульту уже в цифровом виде. Так что скачать треки лучше сразу в максимальном качестве.
Барабанщик и его ударная установка расположены в середине не очень широкой звуковой сцены, в самой её глубине (на третьем-четвёртом звуковом плане). Контрабасист находится тоже далеко и чуть левее ударной установки. В начале фрагмента оба музыканта играют очень тихо. Тем не менее на высококачественной системе их инструменты хорошо слышны, музыка воспринимается чётко, с исключительно высокой детальностью. Звучание контрабаса ярко и полновесно. Даже на таком малом уровне громкости отчётливо слышно движение смычка по струнам и лёгкие постукивания пальцев левой руки по грифу в момент зажатия струн. При игре пиццикато контрабас звучит ясно и отчётливо, без мешающей гулкости и размытости. Удары по барабанам полновесны и упруги. «Пробежка» барабанщика по ним буквально поражает своей чёткостью и ясностью. Тарелки звучат достоверно, как при очень тихой игре музыканта в самом начале фрагмента, так и в конце, когда он играет громко.
Плохо: если постукивание пальцев по грифу контрабаса при зажимании струн слышно неотчетливо, звучание контрабаса при игре смычком размыто, звук барабанов лишен упругости и полновесности, тарелки звучат недостоверно, «пластмассово»; сцена формируется ближе лобового стекла, но остаётся фронтальной.
Совсем плохо: слабые удары по барабанам и тарелкам, а контрабас в начале дорожки совсем не слышен. Полное отсутствие фронтальной звуковой сцены и/или невозможность определить положение звуковых образов в пространстве. Иначе сказать — звуковая картинка не построена, слышно только некоторое разделение стерео-эффектов.
Максимально хорошо: сформирована звуковая сцена целиком за пределами лобового стекла (на картинке ниже визуализация этого процесса). Циферки означают количество баллов при оценке прослушиваемого трека в авто.
Эшелонирование звуковой сцены в глубину
Если система «показывает», что инструменты находятся на разных звуковых планах (ударная установка дальше контрабаса), то — получен наилучший результат (циферка 3). Хуже, если передний и задний планы слабо разделены (2). Плохо, если передний и задний планы звучат в одной плоскости (1). И «очень плохо» (0), если полностью отсутствует фронтальная звуковая сцена и/или невозможно определить положение звуковых образов в пространстве.
13. Simon Phillips – «Drums Solo»
Музыкальный фрагмент включен в этот сборник как логическое продолжение предыдущего трека. Трек состоит полностью из звуков игры на барабанной установке. Но какова разница! Насколько разное восприятие даёт этот ударный инструмент, когда на нём играют в совершенно иной манере. Запись сделана тоже иначе. 12-й трек позволяет оценить систему с точки зрения её микродинамики, разрешающей способности, а в этом на первый план выходит — макродинамика, энергетика звучания.
Запись игры этой барабанной установки сделана очень профессионально изначально. Барабаны звучат просторно, на всю ширину звуковой сцены. Моменты ударов чёткие, с длительными послезвучиями. Отлично передается вибрация мембран, объём корпусов. Слушая, можно практически представить как на самом деле выглядит и как звучит барабанная установка в реальности.
Низкочастотная часть никак не переходит в однообразный гул. Тарелки не имеют «пластикового» окраса. А удары деревянными палочками на «закрытых тарелках» очень хорошо разделены. На качественной звуковой системе можно легко определить пропорции барабанов и тарелок. Этот трек позволяет оценить способность системы передавать объёмность звуковой картины.
Максимальную оценку можно дать системе, которая хорошо передаёт энергетику, наполненность ударной установки, силу ударов и способна буквально «визуализировать» этот инструмент перед слушателем в правильных пропорциях. Система рисует трёхмерный звуковой образ ударной установки и передаёт объём и атмосферу помещения.
Хорошо звучит: если бас-бочка и томы слишком «раздуты» или, напротив, звучат «игрушечно», но пока ещё сохраняется ощущение, что это записывался реальный музыкальный инструмент. С первых секунд шум зрительного зала воспринимается в одной плоскости со звуками начинающей играть ударной установки.
Удовлетворительно: если система теряет, сглаживает, смазывает сами моменты ударов палок по рабочим барабанам и тарелкам. Ударная установка играет заметно уже ширины звуковой сцены, определённой ранее техническими треками.
Плохо: система вовсе не создаёт ощущение, что это записывался реальный инструмент, происходит «отслоение» моментов атаки от самого наполнения или, к примеру, звучание просто «накатывает» сплошной волной.
Очень плохо: звучание барабанов откровенно неразборчивое.
14. Mighty Sam McClain – «Give It Up To Love»
Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Кстати, найти этот трек, именно в такой версии (как в сборнике), мне пока не удалось, а это странно… Есть несколько версий в стиле — блюз, и это иное звучание, а в джазовом стиле — не нашел.
Качество её записи может служить образцом сбалансированности звучания. Джаз-банда состоит из саксофона, рояля, электрогитары, бас-гитары и ударной установки. Инструменты расставлены в линейку совсем близко от слушателя по всей ширине звуковой сцены и воспринимаются слушателем с одинаковой громкостью.
Слева находится рояль, справа – гитара и бас. Чуть позади основных инструментов звучит ударная установка. Она записана широко, барабаны, тарелки и хай-хэт расставлены по всей ширине сцены. В центре слышен саксофон. Он должен звучать чуть ближе к слушателю, чем ударная установка. Саксофонист во время исполнения иногда явно смещается чуть-чуть вправо относительно центра.
Вокал Mighty Sam McClain (Майти Сэм Маклейн) звучит точно из центра стереокартины. В самом начале певец из глубины сцены подходит к микрофону – его голос перемещается с заднего звукового плана на передний и далее остаётся на этом месте.
Тембрально вокал звучит мягко и полновесно, с хорошим содержанием низких составляющих. Он ясен, чёток и разборчив, но ни в коем случае не резок. Рояль воспринимается наполнено, динамично, с яркой атакой и в нескольких местах акцентирован по уровню. Бас плотен, густ, очень приятен по тембровой окраске. В общей звуковой картине он находится между первым и вторым планом и не выступает вперёд. Гитара, основная роль которой в этой пьесе – аккомпанемент, визуально также расположена между первым и вторым звуковым планом. Все инструменты и вокал должны звучать с одинаковой громкостью.
Отлично: тональный баланс (натуральность звучания инструментов) и музыкальный баланс (сбалансированность между инструментами и вокалистом по уровню).
Плохо: инструменты звучат «резко»; «вяло»; «тускло»; «пластмассово»; с несоблюдением масштаба; отлетают «хвосты» на отдельных нотах; слышно «гудение» в области мидбаса; сабвуфер можно локализировать (услышать — откуда он играет); «провален» или выпирает по громкости инструмент или голос; недостоверный тембр голоса (резкий, крикливый, гнусавый, без бархатности, с выделением отдельных нот).
15. Laura Fygi – «If I Ain’t Got You»
Слушая трек, кажется, что трек очень похож по звуку на предыдущей. Но так и было задумано составителями этого сборника! Стремясь услышать «правильный» звук своих аудиосистем, многие меломаны не учитывают, что записи делаются в разных студиях, на разной аппаратуре и по разным принципам. Но это так же имеет большое значение и вносит свой вклад в конечный результат. И мы часто спорим, что бывает аппаратура, которая отлично играет и звучит, воспроизводя одни композиции, но категорически «не умеет» играть другие. А всё потому, что разные альбомы разных исполнителей иначе записываются, сводятся и проходят разную обработку, прежде чем мы их сможем услышать на своей аппаратуре.
Разбор трека на инструменты
Этот трек должен быть «контрастным» по сравнению с предыдущим. Здесь будет строиться другое впечатление, другая атмосфера. Звучание будет казаться «ближе» и чуть громче. Но запись прекрасно сбалансирована и является очень комфортной для прослушивания. Ни один из инструментов «не выбивается» из общей звуковой сцены и сохраняет свои пропорции на всём протяжении трека.
Отчетливо слышно как щёточки слегка касаются или легко скользят по барабанам и тарелочкам. Хорошая аудио-система передаёт их фактуру, не сливая звуки в малоразборчивое шипение.
Контрабас играет без напора и агрессии. Нет даже намёка на гудение, кроме хорошо ощущаемых вибраций объёмного корпуса инструмента и натянутость струн. Его звук не заполняет всё пространство сцены.
Рояль звучит немного на заднем плане, нежно и аккуратно, при этом — сохраняет естественность тембров и не превращается в синтезатор.
Примерно на 10-й секунде присоединяется саксофон. Он играет тепло и мягко, без крикливости и яркости, но и без замыливания и потери ощущения движения воздуха, с хорошо ощутимой «медью» в тембрах.
Вокал Laura Fygi (Лаура Фиджи, нидерландская певица) наполненн низкими бархатными нотками, которые не выделяются из общей звуковой картины. Послушайте сибилянты – свистяще-шипящие звуки. Они звучат естественно, без жёсткого выделения. В начале трека Лаура поёт легко и спокойно, без какого-либо нажима, к 1:20 она немного повышает голос, но аудио-система не создаёт ощущение резкой смены характера самого голоса – это всё та же Лаура, записанная всё в той же манере.
Отлично: тональный баланс (натуральность звучания инструментов) и музыкальный баланс (сбалансированность между инструментами и вокалистом по уровню).
Плохо: ненатурально звучат инструменты — «пластиковые» щёточки; гудящий или «истончённый» контрабас; «синтезаторный» звук рояля и саксофона»; не способность передать характер живых инструментов; недостоверный тембр голоса вокалистки («истончённый» или, наоборот, слишком «тяжёлый», с выделением отдельных звуков, крикливый, без бархатности).
16. Shnitke – «Childhood»
Если разобраться и перевести название трека, если кто не знает или пока не в курсе, то это произведение из музыкальной Гоголь-сюиты Альфреда Гарриевича Шнитке — «Детство Чичикова».
Этим треком оценивается линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа. Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала московской консерватории. Запись изначально цифровая (звуковой сигнал оцифровывался непосредственно после микрофонов) в формате 24 бита/96 кГц и после мастеринга приводилась к стандартному формату компакт-дисков 16 бит/44 кГц.
Разбор трека на инструменты
По замыслу звукорежиссёра, слушатель находится где-то в центре зала, оркестр, соответственно, находится от него на некотором отдалении. Музыкальное произведение должно звучать объемно, с явным ощущением воздушности.
Приведённый фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой — это ясно слышно при прослушивании и понятно о чем идет речь. Первая часть звучит совсем тихо (piano pianissimo), вторая – тихо (piano), третья – громко (forte), и четвёртая, соответственно, очень громко (forte fortissimo). Все эти фрагменты должны восприниматься слушателем одинаково натурально, что можно определить по ряду маркеров.
В первой части пиццикато группы струнных инструментов звучит очень тихо, но при этом должно быть чётким и ясным, должен свободно и чётко различаться «щипок» пальцев музыкантов.
Во второй части (с 17 секунды) солирующие медные инструменты легки, отчётливы и хорошо локализованы, расставлены по местам.
Третья часть (с 1:52) и четвертая (с 2:00) наиболее громкие части фонограммы особенно сложны для звукового тракта. Здесь оркестр звучит очень мощно. Вступает группа виолончелей и контрабасов, придающих звучанию оркестра грандиозность и монументальность. На слух кажется, что общее звучание как бы разворачивается перед слушателем, сцена чуть приподнимается вверх. Восприятие большого количества струнных и духовых инструментов должно быть полифоничным – оставаться чистым и натуральным. Разборчиво и отчётливо должны быть слышны не только струнные и духовые группы, но и отдельные инструменты в них. Хороший по динамике звуковой тракт передаёт эту часть фонограммы легко, музыкально и динамично. Звучание не должно восприниматься «замыленым», сливаться в общее «облако», наполненное инструментами, быть кашеобразным.
17. Guiseppe Verdi – «La Donna E Mobile»
Этот трек всем должен быть известен, так как является не просто известным произведением классической музыки, но и очень популярной мелодией, которую можно услышать чуть ли не из каждого чайника. Это фрагмент из арии герцога Мантуанского из оперы Джузеппе Верди «Риголетто».
Дорожка предназначена для оценки качества звучания самых низких звуковых частот. Фонограмма, продолжительностью 1 минуту, содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра. В этом коротком отрезке содержится запись большого оркестрового (турецкого) барабана, имеющего очень низкий регистр. Его можно услышать только с помощью сабвуфера, натурально воспроизводящего самые низкие звуковые частоты 20 – 25 Гц. Для удобства, этот фрагмент повторяется три раза подряд, и турецкий барабан вступает на дорожке с 3-й, 17-й и 32-й секунды.
Отлично: явно ощущается, что с указанных секунд в звучании оркестра, в каждый такт, добавляется явно и отчетливо различимая составляющая инфрабаса. Но при всем этом, отсутствуют какие-либо паразитные призвуки и локализация сабвуфера или явная оттяжка сцены назад.
Хорошо: можно сказать «хорошо», но появляется локализация сабвуфера, с оттяжкой сцены назад.
Плохо: наличие локализации сабвуфера, с оттяжкой сцены назад, а так же появление паразитных призвуков.
Очень плохо: отсутствует составляющая инфрабаса.
18. Blues Company — «My Little Angel»
Очень рекомендую послушать этот трек в полном размере (продолжительность). Стиль группы немного не мой, но этот трек очень красиво звучит!
Басовый диапазон – один из самых эмоциональных в большинстве музыкальных жанров, начиная, пожалуй, с 70-х годов 20 века, а уж в современной музыке – и тем более. Несмотря на то, что некоторые аспекты воспроизведения нижних частот можно частично оценить и по предыдущим трекам, но фрагмент композиции Blues Company, записан в совершенно иной манере, с более насыщенным и плотным звучанием в НЧ диапазоне.
Предыдущие дорожки записаны по принципам, которые ближе к «классическим», то эта композиция нагляднее показывает проработку аудиосистемой фактуры баса и склонность к гудению. Это может быть следствием, например, недостаточного контроля усилителями динамиков в НЧ диапазоне, неудачного оформления самих низкочастотных динамиков, резонирующих обивок, плохого сведения мидбасового и сабвуферного звеньев и прочих подобных факторов.
В ходе оценки следует обращать внимание на звучание в басовом диапазоне. Начиная с 31 секунды вступают бас-бочка и бас-гитара, и они должны играть раздельно, без гулкости, отдельные звуки не должны тянуться к динамикам или сабвуферу. Внимание на момент на 1:03 – проигрыш электрогитары в этом моменте начинается с достаточно низких звуков, которые также часто вызывают гулкость в НЧ диапазоне.
Отлично: уверенное и насыщенное звучание баса, но при этом не сглаживается его фактура; бас-гитара и бас-бочка играют раздельно; нет ни малейшего признака гудения.
Нормально: всё звучит хорошо, но бас-гитара и/или бас-бочка — размазаны, это еще терпимо.
Плохо: бас-гитара и бас-бочка сливаются в общее звуковое «пятно»; гипертрофированная басовая составляющая “забивает” тарелки; пластик рабочего барабана и его обод – они должны быть слышны отчётливо и не теряться на фоне басовой составляющей; отдельное, обособленное звучание отдельных нот в мидбасовом диапазоне. Они не обязательно должны «отлетать» к мидбасовым динамикам.
Очень плохо: полное отсутствие НЧ диапазона.
Итоги
Попробую подвести некоторые итоги. Собственно говоря, ничего существенно нового в этом сборнике нет. Но если им пользуются группа увлеченных людей, используют эти треки для оценки образцов авто-звука, исправляют недочеты и добиваются новых «границ» в своем увлечении, то почему не принять и эту информацию!
Прогоняя эти треки через свою авто-аудио-систему понимаю, что в моём случае — бесполезное занятие! Штатная акустика и штатные провода с завода — никак не дадут нормального звука. Даже если я буду использовать процессоры, мощные усилители и какие другие динамики с кроссоверами. Нужно полностью всё менять и внедрять нормальные провода для начала..но это другая история.
Важно при тестировании оценить наличие и степень уровня шумов, каких-либо посторонних призвуков от обшивки дверей салона, всех (любых) внутренних частей салона, которых в современных авто очень много и они в основном из пластика… И потом заняться устранением всех «косяков» в авто, что бы в дальнейшем получить лучшие впечатления от звука своей аудио-системы.
А если вы, прослушав эти звуковые дорожки в своём авто, получили хороший результат и соответственно — удовлетворение, а еще лучше — радость, то можно вас поздравить! Вы перешли на «новый уровень» и теперь можете с гордостью демонстрировать свои достижения.
Далее, немного описания следующих треков, которые составителями данного сборника были включены для тестирования авто-звука в другой категории — ESQC (External Sound Quality Competition), если перевести, то примерно можно сказать так — «Соревнования по качеству звука на открытом пространстве», имеется ввиду — звук из машины, но не внутри, а наружу.
Соревнования — ESQC
Главные требования, предъявляемые к аудиосистеме при проведении соревнований в «SQC Club Russia» в этой категории – все компоненты должны быть закреплены к кузову автомобиля и потреблять электричество от собственной бортовой сети. Всё просто и логично. Ну представьте, вы приехали на тусовку, где еще куча таких же как и вы, и все хотят показать возможности своей аудио-системы, но нет доступа к электрической розетке… Конечно, если вы на авто и показываете возможности авто-системы, то сторонних источников, кроме как своих, привезенных с собой, аккумуляторов быть не должно.
ESQC — соревнования по качеству звучания для автомобилей, способных озвучивать открытое пространство с максимальным качеством, достоверностью и эффектом вовлеченности. В клубе есть два класса, на которые разделили все авто, подготавливаемые для этого действа. Описывать требования к авто — не буду, сейчас это не так важно, хотя было интересно ознакомиться. Но если вам тоже интересно, то у них, на сайте, есть вся информация.
Класс ESQC Picnic (Пикник), рекомендован для участников, чья аудиосистема способна озвучить небольшое пространство перед автомобилем, что соответствует уровню пляжной вечеринки или пикника — от 5 до 10 метров.
ESQC Party (Вечеринка), в данном классе участвуют авто, которые способные громко и качественно озвучить пространство около автомобиля в границах от 10 до 20 метров. В этом классе можно использовать аппаратуру, которая «употребляет» 220 вольт, через инвертор, то есть, питается от дополнительных аккумуляторов, которые можно возить с собой.
Что лично нам, в нашем простом, немного подготовленном авто может дать этот тест? Не так часто мы открываем двери и багажник своих авто, чтобы показать (дать послушать) — «как круто звучит музыка из авто!! Ни у кого такого звука нет в округе!» — практически никогда. Но провести дополнительные тесты — почему бы и нет. Если проводят даже соревнования по этой категории, то можно и попробовать. Лично я не увидел в этих треках ничего сверх-особенного, музыкальные треки и всё, ничего «такого».
Звуковые треки для ESQC
А теперь про сами треки, как на сайте их называют — «оценочный материал».
19. Intro
Как и в первом случае, в первом треке (в самом начале статьи) имеется вступление — 19 секунд. Более сказать нечего.
20. Розовый шум
Тут снова расписывать нечего, нет смысла. Этот трек точно такой же как и № 2, в этом списке. Трек подогнан по уровню громкости к дорожкам тестового диска на 88 дБ, потому, можно сразу выставить уровень громкости тестируемой аудиосистемы. Но для этого нужно измерять уровень громкости шумомером, на котором будет выставлен такой же уровень. Далее, в процессе оценки звучания всех треков, регулятором громкости не производят корректировку уровня.
21. фазировка каналов
Этим треком, как и в пункте №3, проверяется правильность подключения динамиков. Звучит отрывок, музыкальный фрагмент, в котором:
- сначала слышен только левый канал;
- затем только правый;
- затем оба канала, в режиме моно;
- затем каналы в противофазе;
- и в завершение – обычное стерео.
Тут и так понятно, что должно быть и как звучать — пояснять нет смысла.
22. Параметры звуковой сцены
Трек содержит запись голосов, которые можно локализовать в разных точках звуковой сцены по всей ее ширине и глубине. Всего учитывается три «точки»: влево, вправо, по центру. Голоса «идут» и разговаривают из правой части помещения в левую часть, проходя где то вдалеке от центра, а потом снова возвращаются «вправо».
Ширина звуковой сцены. Под шириной «звуковой сцены», в данном случае, подразумевается расстояние между её слышимыми левым и правым краями, между стойками авто, с привязкой к габаритам автомобиля.
Центр. Это просто определить – точка, расположенная на равном расстоянии от краев сцены, прямо между двумя передними стойками авто.
Глубина звуковой сцены. Она просто должна быть. Слушатель должен услышать отдаление и приближение голосов, пока они «ходят» туда-сюда. Удовлетворительно, если глубина не так заметна или её сложно уловить. Плохо, если сцена будет абсолютно плоская.
Высота звуковой сцены. Под высотой сцены понимается воображаемая высота, с которой звук слышится по всей ширине сцены на одной горизонтальной линии. Иначе сказать, голоса не должны «уходить» вниз или вверх. Максимально хорошо, если сцена стабильная и находится на уровне глаз слушателя и(или) чуть выше. Нормально, если высота сцены в нижней точке находится в границах между уровнем глаз и бампером. Плохо, если сцена будет расположена в нижней точке, находится на уровне бампера или еще ниже.
23. Seminaarinmäen Mieslaulajat — «Taina»
Это самый продолжительный музыкальный трек, из всех предыдущих (которые предназначены для ESQC — соревнований: 19-25 треки), длящийся полторы минуты. Мужской хор из Ювяскюля (Финляндия), под названием «Семинаринмяки» состоит из семнадцати человек, исполняющий хоровую музыку с элементами рока и поп-музыки а-капелла (без инструментального сопровождения). Большинство певцов имеют академическое образование.
Все солисты располагаются в один ряд, по всей ширине звуковой сцены. Один вокалист стоит немного впереди относительно всех, по середине. Запись сведена очень профессионально, так как каждый солист, исполняющий свою партию, не перекрикивает и не звучит тише других. Все голоса записаны так, что и басовые партии и солирующий голос звучат с одинаковым уровнем громкости.
Запись звучит так, что ощущается «большое помещение», в котором всё происходит. Все голоса находятся на одной линии относительно горизонта, а края сцены не должны быть завалены иначе — плохой признак, так же как и «плоская сцена, когда ощущается, что солист и остальные стоят очень близко друг к другу и на «одном плане».
Так же, плохо если бас превалирует над солистом по громкости, «забивает» его или бас звучит недостаточно артикулировано и невыразительльно. А если на басовых партиях слышно гудение — это очень плохо.
24. Quadro Nuevo — «El Choklo»
Это танго, впервые было представлено миру в 1903 году, в Буэнос-Айресе. Название переводится с испанского как «кукурузный початок». Мелодия была посвящена одному из самых злобных и свирепых криминальных авторитетов Буэнос-Айреса по прозвищу «El Choclo» (Эль Чокло), которое он получил из-за цвета волос, который в Аргентине называют «кукурузным».
Танго композитора Франциско Канаро, который является одной из самых знаковых фигур аргентинской музыки, было исполнено современным джазовым акустическим квартетом. Данный трек считается достаточно сложным для воспроизведения даже на домашних аудиосистемах. Он содержит множество мелких звуковых деталей, разнообразных «послезвучий» и обладает явно выраженными стереоэффектами, что вполне можно использовать для оценки звучания по всему диапазону и общего музыкального баланса.
Низкие частоты. Звучание контрабаса на всем протяжении пьесы должно быть полновесным и натуральным, но при этом четким, с яркой атакой, без гудения низкочастотных динамиков. За это, в треке, отвечает контрабас. Хорошо если у звука контрабаса будет достаточно «атаки» и он не будет звучать «вяло». Плохо, если к тому же присутствует избыток низких частот и звучит контрабас как-то очень тяжело. А очень плохо — откровенно гудит и его слишком много.
Средние частоты. Саксофон звучит примерно с 30 секунды композиции и отличается ровным бархатным звучанием, без резкости и крикливости. Хорошо, если достаточно «бархата» в звуке этого инструмента. И плохо, если саксофон звучит крикливо, неприятно резко.
Высокие частоты, а так же микродинамика. Здесь оценивается на сколько натурально звучат струны, особенно на пиццикато (это когда из струнного инструмента звук извлекается щипком струны, отчего звук становится более глухим, тихим и коротким по продолжительности). Так же, здесь оценивается слышимость различных мелких, едва различимых деталей, разбросанных по всему времени звучания дорожки.
По мне, так трек который я нашел, звучит более богато и по инструментам и по звуковым эффектам и просто интереснее звучит, так как там больше инструментов. И вообще, вариантов этого исполнения достаточно много и все они интересные. Так что отрывок, представленный в этом сборнике — не идеален, по моему мнению, что бы представлять его таким описанием…
Для разнообразия и просто, если интересно, предлагаю посмотреть на музыкантов квартета Quadro Nuevo и послушать этот трек немного в другой аранжировке, более ритмичной.
25. Keb Mo — «Dirty low down and bad»
Отрывок блюзовой композиции в классическом стиле от музыканта и мульти-инструменталиста Кеб Мо (настоящее имя Кевин Мур — блюзовый певец из Калифорнии), много путешествовавшего вверх по реке Миссисипи и которого описывают как «живую связь с оригинальным Delta blues». Музыка действительно наполнена энергетикой, но в то же время запись богата различными нюансами, особенно в верхнем диапазоне. При оценке следует обратить внимание на звучание гитарных струн. Они должны звучать естественно, полновесно, пронзительно, но не резко, при этом разница между металлическими и лавсановыми (синтетическими) струнами должна быть отчетливо слышна.
Плохо, если струны гитар звучат резко, режут слух, или наоборот, тускло и вяло. Совсем плохо, если металлические и синтетические струны звучат абсолютно одинаково.
Голос вокалиста, имеющий, как и голоса многих классических блюзовых исполнителей, бархатное низкое звучание с легкой хрипотцой. Тембр голоса вокалиста не должен быть резким, крикливым, лишенным бархатности.
Бас-гитара должна звучать артикулировано и полновесно. Не должно быть гудения и дополнительных призвуков.
Оцените чувство погружения в музыку, желание пританцовывать под музыку, отбивать ритм, разделяя эмоции, которые передает исполнитель. Испытываемая система должна громко, чисто, без искажений во всём диапазоне, воспроизвести блюзовую композицию.
Бонусные треки
В сборник добавлены «бонусные дорожки» под номерами 26-29, которые предоставляют возможность полнее раскрыть возможности системы. Но эти треки совсем не обязательны, просто авторы соревнований посчитали, что они дополнят картинку, представление о звучании всей тестируемой звуковой системы в авто.
Реально, у меня были бы совершенно другие треки, по которым я бы понимал — на сколько правильно и четко отрабатывает вся система, или на сколько всё плохо и некрасиво «звучит».
Вывод
Сложно предсказать -будут ли ваши комментарии, под этой статьей. Но думаю, что хоть кому-то это было интересно — прочитать почти 5900 слов.
А пока — всё! Если вам поможет эта информация, если вы реально меломан с хорошей (или не очень) аудиосистемой в своём авто и у вас нашлось время испытать её на этих треках — было бы интересно узнать о ваших впечатлениях.
Если было кому интересно — напишите комментарий, вопросы..
Если у вас есть мнение — был бы рад его узнать.
Не каждый профессионал в звуке, особенно с большим опытом, может объяснить простым языком «банальные вещи». Такие люди «говорят на другом уровне», а потому, всё что банально для них — это «непроглядная тьма» для многих интересующихся других.
Подпишитесь и получите оповещение о выходе новой статьи. Положите в закладки и заходите почитать, как будет время или интерес появится.
Прошу не принимать все сказанное — как науку, просто имейте ввиду.
Есть ещё интересные темы, которые хочется обсудить, спорные моменты, музыкальные треки, на которые хотелось обратить ваше внимание. Не отходите далеко, а лучше подписывайтесь на наши новости.
Мы постоянно обновляем свои знания, пишем об этом, делимся. Если вам есть чем поделиться – напишите и станьте нашим соратником! Пишите о том, что вам интересно, что вы знаете и готовы рассказать нам и нашим друзьям на сайте.
Будем рады вашему вниманию и комментариям. Вам не трудно — проголосуйте за эту статью. Буду примерно знать ваше мнение о сказанном.
Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.
Вы хотите выразить своё мнение, или есть желание стать автором статей на нашем сайте? Будем рады! Не забываем про Авторские права.
Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем признательны! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.
Возможно, некоторые фото или тексты, для данной статьи, взяты из открытых источников интернета, для примера и ознакомления. Если не указано иное, то не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права — сообщите об этом в комментариях.