LET’S TEST — тестовые сигналы для проверки акустики

тестовые сигналы для проверки акустики Аудиотехника

В продолжение статьи про «Тестовые сигналы для проверки и настройки аудиоаппаратуры«, продолжим подбор и описание нужных тестовых сигналов для настройки, а по большому счету, просто для проверки своих акустических систем (колонок) и акустики помещения. Про доработку помещений много раз говорили здесь «Как измерить акустику помещения?» и здесь «Акустическая подготовка помещения. Что это такое?«, и еще в нескольких статьях.

Пришло время и вы решили узнать — на сколько правильно работают ваши акустические системы. Слушая свои новые колонки, стали замечать — что-то «подгуживают», где-то излишне «звенят». Изучив тему, решили проверить ещё и акустику вашего помещения. А может стало понятно, что нужно откалибровать свои мониторы.

Тестовые сигналы помогут понять — где играет не так, почему, и будет уже понятно, что исправлять — акустику (колонки), акустику помещения или и то и другое. Также, вы сможете оценить ваше оборудование, испытать его возможности. Даже ваш слух можно протестировать!

Сборник LET’S TEST — Первая часть диска

LET'S TEST CD-приложение к журналу "Салон AV" №7 2002 г. LET'S TEST CD-приложение к журналу "Салон AV" №7 2002 г.

Он имеет название — «LET’S TEST», выпускался как CD-приложение к журналу «Салон AV» №7 в 2002 году. Поделюсь информацией об этом известном сборнике тестовых сигналов. В конце статьи подскажу — где взять «снимок» диска. Планируется две части статей про этот диск с тестовыми сигналами.

Диск состоит из двух частей. Для первой отобраны тестовые сигналы в виде музыкальных фрагментов, составляющих классику исполнительского искусства и звукорежиссуры. Эти треки покажут, насколько адекватно ваша система воспроизводит музыку, позволят субъективно оценить правильность подбора компонентов. Материал выбирался из архивов московской компании Boheme Music.

Вторая часть диска — это набор тестовых сигналов, специально синтезированных для проекта: калиброванных тональных, шумовых и фильтрованных псевдошумовых — самого доступного средства измерения частотной характеристики системы.

Диск общей продолжительностью звучания около 50 минут, состоит из двух примерно равных по длительности, но не по числу дорожек, частей. Если он у вас есть, то вам повезло, так как он был выпущен в далеком 2002 году и перевыпусков больше не было. Можно, конечно, записать на «болванку» содержимое «слепка» диска с flac-файла. И обращаю внимание на трек №7 — только для владельцев СД-диска.

Список и краткое содержание треков

  1. Петр Ильич Чайковский. «Времена года». «Ноябрь». «На тройке». Продолжительность- 2:48;
  2. Фредерик Шопен. «Баллада №1». «Соль-минор, соч.23». Продолжительность — 8:42;
  3. Франц Шуберт. «Экспромт, соч. 90, №2». Продолжительность — 4:28;
  4. Франц Йозеф Гайдн. «Симфония №45, Фа-диез минор». «Прошальная», ч.3, «Менуэт». Продолжительность — 3:49;
  5. Рихард Вагнер. «Полёт Валькирий из оперы «Валькирия». Продолжительность — 4:25;
  6. Эдвард Григ. «Шествие гномов». Продолжительность — 3:40;
  7. Предупреждение: УМЕНЬШИТЬ ГРОМКОСТЬ!!, Продолжительность — 0:25.

Разьяснения по поводу трека 7.

Прослушав все шесть музыкальных трека в седьмом вы будете слышать «тишину». Реально, так и есть, это просто трек, длительностью в 25 секунд, который не содержит ни каких звуков. Этот трек нужен для того, чтобы успеть убрать громкость на своей аппаратуре.

Почему это нужно сделать? Разъяснения: следующий, после трека №7 (25 секундной паузы), сигнал имеет больше уровень, по сравнению с только что прослушанными музыкальными записями. И трек №8 покажется очень громким.

Пока «слушаете» трек №7, поставьте плеер на паузу, и уменьшите уровень громкости вашего усилителя. Не поленитесь и не пожалеете позже. А вообще, для начала, следует ознакомиться с описанием тех сигналов, которые будут проигрываться дальше и что с их помощью можно будет сделать.

Если вам повезло и у вас имеется этот СД-диск, то будьте внимательны с этим моментом! Это может привести к неожиданным открытиям. Много «косяков» вашей аудиосистемы станут явными. Если раньше вы слушали ваши любимые треки и не замечали этих «огрехов», сейчас всё «вылезет наружу».

Обнаружатся разные неприятные призвуки, дребезг. Услышите изменения в АЧХ — «почувствуете горбы и провалы». Раньше вы просто не слышали и не замечали «этого», когда наслаждались любимыми исполнителями. Разницу смогут заметить практически все, кроме обладателей «совершенной акустики» и премиальной усилительно-воспроизводящей аппаратуры. У них ценовая категория техники не позволяет таких «нюансов» при производстве, сборке, и там, в принципе, не должно быть «шипения», «позвякивания», «дребезжания».

Но не вижу смысла расстраиваться по этому поводу! Ведь вы раньше не подозревали и не слышали, что ваша аудиосистема что-то делает не так! Слушать-то будете не «свист» и «шипение» тестовых сигналов, а свою любимую музыку.

Если какие-то искажения, дребезжание, «подгуживание» вы не слышите явно, это не значит, что их нет или их не слышно совсем. Стиль музыки, использованные инструменты, громкость звука, сама динамика музыки — всё это может не дать понять (где и что не так) и услышать точно все дефекты, но они там все равно остаются. «Что-то не так! Но что — не понятно» — это всё, что можно сказать. Но с помощью тестовых сигналов все эти нюансы и погрешности можно «выловить».

1 трек: Петр Ильич Чайковский. Времена года. Ноябрь. На тройке.

Назначение трека: Звуковая сцена, разрешение системы в ВЧ-диапазоне. Продолжительность — 2 мин. 48 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!

Исполняется Государственным академическим симфоническим оркестром СССР, дирижер Евгений Светланов.

Этот трек идеально сбалансирован по уровню записи. Записывался специально для трансляции по радио. При переключении усилителя в моно-режим, общее восприятие звуковой картинки не должно ухудшаться ни как. Изменится может только восприятие пространственной информации — тот самый эффект присутствия.

Так же, не должны «проваливаться» отдельные инструменты, не должно происходить заметного изменения тонального баланса. Если же звучание «схлопывается», значит, в есть проблемы с линейностью фазовых характеристик. Вероятно, что перепутаны «плюс» и «минус» на одной акустической колонке, или переполюсован один из динамиков (такое бывает даже в новой акустике).

В режиме «стерео», сцена равномерно выстраивается от края до края, с четким расположением групп инструментов: струнные чуть влево от центра, духовые — немного правее. Ни одна из групп инструментов, при этом, не «вылазит», и картина не должна смещаться ни на forte, ни на piano. При сведении в студии глубина сцены этой записи (стерео эффекты) несколько упрощена. Но должно быть слышно, что «виртуально» инструменты уходят за линию на 40 — 50 см.

Бубенцы записаны очень контрастно, они не тускнеют и не теряются на общем фоне, хорошо слышен широкий спектр с характерными металлическими обертонами. Треугольник, вступающий на 50-ой секунде, буквально искрится в воздухе и затухает очень плавно.

2 трек: Фредерик Шопен. Баллада №1 cоль-минор, соч. 23.

Назначение трека: Тональный баланс, разрешение системы в СЧ-диапазоне. Продолжительность — 8 мин. 42 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!

Исполняет: Виктор Ересько, фортепиано.

Сама фонограмма была бережно отреставрирована, без злоупотребления лимитерами и шумоподавителями. На записи, особенно в начале, хорошо прослушивается шум мастер-ленты, но он не практически не мешает прослушиванию. Если все же возникает ощущение дискомфорта, значит, тональный баланс смещен в область 5 — 6 кГц. Прислушайтесь к реверберации помещения —  не должно быть гулкости или неприятных призвуков на нижней середине.

Звучание отдельных нот длится очень долго, послезвучия не теряются. Спектр звучания струны богат оттенками. Упрощение свидетельствует о недостаточно высоком уровне CD-проигрывателя, а «съедание» ревербераций может указывать на недостаточно высокое качество акустического кабеля. Запись невероятно богата деталями, они хорошо различимы, но не отвлекают на себя внимание при прослушивании.

3 трек. Франц Шуберт. Экспромт, соч. 90 №2.

Назначение трека: Эмоциональность исполнения. Просто для прослушивания. Продолжительность — 4 мин. 28 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!

Исполняет: Мария Юдина, фортепиано.

Отвлечемся от формальных критериев оценки и просто послушаем этот фрагмент. Попробуйте уловить и почувствовать разницу в исполнении, по сравнению с предыдущим треком. Абсолютно разная манера игры, темперамент, энергетика. Мария Юдина была глубоко религиозным человеком и никогда не скрывала этого. Не удивительно, что ее творчество очень долго официально не признавалось. Кроме музыки у нее не было ничего, поэтому каждая запись была для нее праздником, возможностью высказаться. Передается ли вам настроение, эмоциональный подъем после прослушивания? Есть ли у вас, действительно, ощущение экспромта?

4 трек. Франц Йозеф Гайдн. Симфония №45 фа-диез минор «Прощальная». Менуэт.

Назначение трека: Гармонический спектр. Продолжительность — 3 мин. 49 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!

Исполняет: Московский камерный оркестр, дирижер Рудольф Баршай.

Изумительная запись скрипичных партий и деревянных духовых. Скрипка — один из самых трудных инструментов для цифрового тракта. Как правило, любая попытка упрощения ЦАПа приводит к нарушению спектра гармоник. На слух это воспринимается как ненатуральность звучания, потеря «бархата», визгливость.

Начиная с отметки 1:40 удивительно хорошо выражена тембральная гармония между струнными и духовыми. Чересчур яркое звучание последних, их доминирование в общем хоре, говорит о преобладании в тракте второй гармоники. В потере музыкальности, выразительности и теплоты, как правило, виновата третья.

5 трек. Рихард Вагнер. «Полет валькирий» из оперы «Валькирия».

Назначение трека: Динамический диапазон. Продолжительность — 4 мин. 25 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!

Исполняет: Заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер Евгений Мравинский.

Произведение, построенное на потрясающих динамических контрастах. На фортиссимо передается колоссальная звуковая энергия. В этом треке  удалось выдержать уровень записи 98,8% (ровно на 0,1 дБ ниже абсолютного цифрового максимума). Цифрового клиппинга на диске нет, и если вы слышите искажения — это вина усилительного тракта. Если слышен клиппинг, то найти источник поможет сигнал максимального уровня, который имеется во второй части диска «LET’S TEST» с тестовыми сигналами.

При прослушивании «Полёта», на некоторых системах, может ощущаться некоторая зажатость, сдержанность в самых ярких местах. Возможно, сильно «просаживается» шина питания усилителя, сказывается динамическая компрессия, связанная с разогревом звуковых катушек динамиков, или же компрессию вносят элементы защиты ВЧ-головок.

6. Эдвард Григ, «Шествие гномов».

Назначение трека: Макро- и микродинамика. Продолжительность — 3 мин. 40 сек. Тестовые сигналы для ознакомления!

Исполняет: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Дирижер Геннадий Рождественский.

Хорошо ли слышен большой барабан на первых секундах записи? Если хорошо, то это уже неплохо. Совсем хорошо, когда он не пропадает и тогда, когда оркестр переходит на tutti… Скрипка на отметке 1:07 появляется как бы издалека, но, несмотря на то, что в этот момент ее еле слышно, звучание должно быть отчетливым, с характерными подробностями. Бас очень глубок, он воспринимается диафрагмой, но при этом не забивает другие инструменты. Инструменты не сливаются ни на больших, ни на малых уровнях, каждый из них при желании легко выделить. Оцените атмосферу зала, ощущение воздуха.

Послесловие

Тестовые сигналы, в виде музыкальных фрагментов, представлены для ознакомления и изучения. Желаете получить полный диск? Физически у меня его нет и навряд ли вам удастся его найти и купить, если конечно кто-то решится его продать. Но могу помочь — указать ссылку где можно найти весь диск в формате flac-файла (197 Мб). Там все треки в любом проигрывателе читаются и расписаны как в содержании к диску. Там запутаться нельзя. Читайте, пишите. Чем смогу — помогу.

А я пока пойду готовить вторую часть. Там будет много описания и комментариев, ведь там 62 искусственно синтезированных тестовых сигнала!

ДОП. Вторая часть статьи готова и находится здесь, прошу ознакомиться.

Источник


Будем рады вашему вниманию и комментариям. Вам не трудно — проголосуйте за эту статью. Я буду примерно знать ваше мнение о сказанном.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями — напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.


Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Возможно, некоторые фото или тексты для данной статьи взяты из открытых источников интернета, для примера и ознакомления, не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права — сообщите об этом в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

  1. Александр

    Получил звуковуху AK4490 и прослушивал на УНЧ с ООС типа ИТУН . ПРЕКРАСНОЕ ЗВУЧАНИЕ!!!

    Ответить
    1. ВВ автор

      Хорошая звуковая! Хороший ЦАП. Поздравления!!
      А что за усилитель у вас? На чем построен? Про этот тип усилителя много споров и неоднозначных ответов. Вроде как такой усилитель может хорошо работать с широкополосными динамиками или с акустикой с простыми фильтрами. Какая у вас акустика?

      Ответить
  2. Александр

    Просто я добавляю ООС по току во все свои УНЧ.
    У меня Акустика Focal Chorus 706 и я там сделал последовательные фильтры для тока. То есть переделал те, что были.

    Ответить
  3. Николай

    Друг, очень классная и полезная статья. Куда писать, чтобы найти тестовые сигналы?

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо за внимание, Николай. Отправил вам на почту ссылку. Прошу поделиться опытом — как были использованы и для каких целей? Какие результаты?

      Ответить
  4. Никола

    Почти перечитал уже все Ваши статьи. Очень хорошо пишете, читается с удовольствием.
    У меня не очень высокого ранга комплектация аппаратуры. Усилитель YAMAHA AX-392 100w, через DAC CM6631A+ES9023. А вот акустика собрана самостоятельно. И сабик тоже самоделка — на 100 литров, фазоинвертор, Machete 15D2 15″. Басы гудят на некоторых частотах, приходится уменьшать бас. Скорее всего комната фонит.
    Поэтому желательно проверить на тестах. Буду признателен за ссылку.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Николай, БлагоДарю за комментарий.
      Отправил ссылку. Отпишитесь о результатах — интересно.

      Ответить
  5. Алексей

    добрый вечер, скажите пожалуйста где можно скачать обе части диска )

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо за внимание и заинтересованность! Написал на почту.. Всего хорошего!

      Ответить
  6. Dens

    ДДень, скиньте мне пожайлуста, буду благодарен
    Dpman@bk.ru

    Ответить
    1. ВВ автор

      В личной почте отправил

      Ответить
  7. Игорь

    Здравствуйте, статья супер! Где можно получить диск? Хочу настроить аудиосистему в Авто.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Отправил — смотрите в своей почте.
      Легкой настройки и хорошего звука!!

      Ответить
  8. юрий

    Добрый день! Начитался ваших статей и понеслось — ремонт в комнате. Дело дошло до старых полочников monitor audio. Очень подошла бы ваша ссылка на диск. Статьи очень хорошие, все доходчиво. Спасибо.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо за внимание и интерес к музыкальной теме. Очень рад, что статьи понравились. Ссылку смотрите в почте, отправил. Подпишитесь и получайте уведомления на почту о выходе новых, надеюсь интересных и для вас статей.
      Всего доброго! Хорошего звука!

      Ответить
    2. ВВ автор

      Есть какие результаты? Поделитесь информацией?

      Ответить
  9. Pavel

    Здравствуйте! И мне если можно пришлите тестовые сигналы. Хочу проверить Jbl LX800 с Technics A900S Referens

    Ответить
    1. ВВ автор

      Приветствую. Спасибо за внимание и интерес. Ссылку — по электронке отправил.
      Было бы очень интересно узнать о результатах. JBL у нас ещё не было, не попадались. А усилитель — хорош!! И красивый до безобразия!! :))
      Всего доброго. Хорошего звука!!

      Ответить
  10. Василий

    Помогите пожалуйста ссылкой, статьи очень интересные как раз установил новую акустику в авто но что то не то, хочу проверить. спасибо.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Приветствую. Ссылку – по электронке отправил. Проверяйте, спасибо за внимание и интерес!

      Ответить
  11. Александр

    Здравствуйте! Дайте пожалуйста ссылку на тестовые сигналы, настройка в авто. Усилитель EOS АE-4100 и процессор Helix, акустика JL audio. Очень познавательно. Заранее спасибо.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Отправил лично по электронке. Спасибо за внимание и интерес к сайту, музыке! Всего хорошего!

      Ответить
  12. Елена

    Добрый вечер. Очень нужны все настроечные трэки. Будьте добры, помогите)) Можно на почту ответ

    Ответить
    1. ВВ автор

      И вам всего Доброго! Треки отправил вам по электронной почте. Хотелось бы узнать о результатах — помогло ли? Какие впечатления?

      Ответить
  13. Александр

    Здравствуйте, приобрел комплект 5.1 DALI MENTOR 6,5, скиньте ссылочку на диски, хочу посмотреть на что они годны!

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо за интерес к сайту. Очень было бы интересно узнать мнение о проведенных исследованиях!
      Ссылку на диск скинул в почту.

      Ответить
  14. Александр

    Здравствуйте. Спасибо за познавательную статью. Появилось желание потестить акустику, сделанную лет 20 назад. буду благодарен за ссылку на диски.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо Александр за внимание и отзыв. Ссылку отправил. Удачи в исследованиях! По окончании, поделитесь коротко — получилось или не очень понять про свою акустику?

      Ответить
  15. Алим

    Прошу автора поделится ссылкой на данный диск, со своей стороны обещание поделится результатами настройки аудиосистемы

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо за интерес к самой теме! И спасибо что читаете наши статьи. Отправил по электронной почте. Удачи!

      Ответить
  16. Константин

    Только что собрал акустику. Третью. Все время что-то не то. Или руки кривые, или уши квадратные. Дайте ссылку на Ваш диск. Может что-то прояснится.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо Константин за внимание и интерес к этой теме. Ссылку отправил. Надеюсь, треки помогут понять — где есть недочет. Хотелось бы узнать о результатах.

      Ответить
  17. Алексей

    Добрый день.
    Построил в машине трёхполосную систему, и вроде настроили. Но чувствую не так как надо. Решил сам углубится в настройки и отстроить систему. Наткнулся на вашу статью, очень понравилась. Если поделитесь ссылкой на диск №1 и №2 буду очень благодарен.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо за интерес к самой теме и спасибо, что прочитали. Ссылку отправил, надеюсь результаты будут и вы расскажете о них — помогло или не очень. Просто интересно. Удачи.

      Ответить
  18. Игорь

    Доброго времени… Очень полезная информация.. Хорошо что есть такие люди как Вы.. Которые деляться Если можно ссылку на диски.. Есть что проверь А то есть сомнения по звуку

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо за прочтение, за внимание. Надеюсь поможет. Отписал ссылку по электронке

      Ответить
  19. Тимур

    Здравствуйте, спасибо за интересный и полезный материал. С удовольствием бы скачал этот диск во флаке и потестил бы свою систему)

    Ответить
    1. ВВ автор

      Приветствую. Отправил по электронке. Надеюсь, что поможет протестировать вашу систему. Можно отписать позже о результатах?

      Ответить
  20. Юрий

    Очень интересно. Пришлите ссылку пожалуйста.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо за внимание. Послал по электронке. Отпишитесь о мнении после тестов — очень интересно! Опишите своими словами о результатах — есть смысл в таких треках??

      Ответить
  21. Юрий

    Здравствуйте! Отличный материал! Где можно скачать диск?

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо. Отправил ссылку по электронке. Удачи вам!

      Ответить

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: