Тестовый диск А.М. Лихницкого — «AML Test CD +»

Теория

Продолжаю тему тестовых сигналов и предлагаю ознакомиться с содержимым ещё одного очень известного диска. Много чего ходит по интернету спорного про тестовые сигналы, тестовые диски, особенно про этот. Одни говорят, что это позволило им «увидеть свет», точнее понять свою аудиосистему. Другие ругались на то, что треки нельзя назвать «тестовыми», так как они «шипят», «щелкают» и о качестве звука судить невозможно. А другие так и не увидели смысла в этой возне с сигналами, измерениями.

Но я уверен, тот, кто является настоящим меломаном, понимает, что качественный звук можно услышать только от качественно записанного трека. И тут не особо важно — какой усилитель и акустика. Как раз для этого тесты и нужны, что бы понять — подходят ли эти компоненты друг другу и нравится ли вам их звук.

С помощью таких дисков, можно выставить правильный баланс, а можно услышать как звучит отдельный инструмент на ваших колонках. Можно найти резонанс самой акустики или помещения и побороться за качественное воспроизведение без явных провалов или горбов (резонансов). Тут по любому — потребуется качественно записанный диск и не просто своей любимой группы, а именно определенных треков. На них будет разный уровень и будут слышны разные частотные составляющие. Только так можно понять — на что способна ваша аппаратура.

Но есть ещё один плюс. Большинство этих тестовых дисков можно просто слушать, ведь на них записаны специально подготовленные и качественно записанные треки разных исполнителей и направлений музыки. И треки с очень высоким качеством, как правило, являются настоящими шедеврами в музыкальной культуре.

Статья существенная по количеству слов — примерно 4500 слов.

Пояснения к статье

Сразу оговорюсь, практически все здесь написанное — лично моё мнение, и оно совершенно не совпадает с вашим, а тем более с мнением автора, хотя я постоянно ссылаюсь на его мнение, высказывания. Но может мои доводы имеют место быть? Содержание треков самого диска — мне не понравилось. И об этом я расскажу в самом конце статьи, где подведу некий итог, сделаю свои выводы и предположения. А пока расскажу о диске и о треках на нём.

Думал — не буду писать про этот диск, информация старая и должна быть всем известна. Но поискав по интернету, понял, что инфа есть, но она такая разрозненная и многие ссылки уже не работают (сайты позакрывались уже). Хотя многие упоминают этот тестовый диск. Вот и я решил немного разобраться с ним и с мнениями других, кто уже пробовал или только изучает эту тему.

Писал эту статью под впечатлением прочитанного на форуме ЗДЕСЬ. Конечно, было использованы и другие доступные форумы и статьи. Мне интересно самому разобраться и понять — что хотел рассказать Анатолий Маркович владельцам этого диска и что хотел донести всем интересующимся меломанам. И к тому же, я не хочу никак претендовать на авторство этих идей и самого материала диска. Просто — пересказ и моё видение.

О диске Лихницкого «АМЛ Тест CD +»

Диск Анатолия Марковича Лихницкого "АМЛ Тест CD +"

Диск Анатолия Марковича Лихницкого «АМЛ Тест CD +» был записан им в 1999 г. И с тех пор не претерпел каких то правок, кроме тех, что нашлись «мастера» и сделали ремастеринг, о чем автор никого не просил и был этим не доволен. Почему? Дальше я приведу его высказывания о методе записи этого диска и причинах — почему он именно так записал свой «АМЛ Тест CD+». А это реально «не входит в рамки» любителей Hi-Fi и Hi-end.

Особенность диска заключается только в том, что записывался он без применения компьютера. От слова — совсем! Не было ни какой оцифровки и правки. Запись велась прямиком на мастер ленту, без какой бы то ни было редакции, с оригинальных виниловых пластинок, без применения каких то фильтров и эквализации. Так же, не было и перезаписей! Этот экземпляр мастер-ленты был отправлен на завод компакт дисков в город Екатеринбург. Обо всем этом сообщено в буклете к диску.

Кстати, завод этот назывался «Уральский электронный завод». В конце 90-х там уже велись разработки и подготовка к новому производству. В 2000 году началось непосредственно производство CD-R дисков. И тремя годами позже, 1 апреля 2003 официально образовалась компания «Mirex».

Честно признаюсь, я почему-то думал, что «Mirex» — это очередная китайская болванка, на которую, удивительно хорошо, ложились записи, в основном это были компьютерные программы и mp3 записи.  Вот как раз там, в то самое время, когда всё только начиналось, и был напечатан диск — «АМЛ Тест CD +»

Немного истории

Но начало было чуть раньше. Первым «произведением» был диск Анатолия Лихницкого под названием «AM Тест-CD 1».

AM Тест-CD 1
Обложка диска Анатолия Марковича Лихницкого «AM Тест-CD 1»

Появился этот диск на международной выставке «Hi-Fi Show’97». По началу, этот диск вызвал у аудиофилов некоторый шок. Само содержание тестового диска (ознакомиться с содержимым можно здесь), именно содержание, вызывало ломку представлений о том, какие треки должны стать «избранными» для тестирования звукового тракта. На этом диске, впервые в мировой практике, было предложено тестировать аудиоаппаратуру записями с винила на 78 об/мин. Но опасения продюсера не оправдались. Диск разошёлся рекордным, по тем временам тиражом, который составил 16 тысяч компакт-дисков.

У кого была достаточно качественная и дорогая домашняя аппаратура, они сразу поняли, что удовольствие получают не только от прослушивания своей аппаратуры, которая качественно и достоверно передаёт «задумку звукорежиссера» в треке. Но они получают кайф от самого содержимого диска.

Тестовый диск, под названием «AM Тест-CD 1», был переиздан ещё один раз. Но в начале 1999 года, когда был распродан остаток последнего тиража, выпуск был прекращен. Причина тому была мало кому известна в широких рядах меломанов нашей страны и других постсоветских республик. Но продюсеры (они же — журнал «АудиоМагазин»), решили изменить саму идею аудиоэкспертизы. Была придумана новая концепция, приглашены известные европейские звукорежиссеры, привлечены другие специалисты известных звукозаписывающих фирм. Диск «AM Тест-CD 1» уже ни как не вписывался в этот ряд…

Но сам факт этого эпохального события в 1997 году — не вырезать из истории. К стати, на момент написания данной статьи (февраль 2023 года), сайта или архивов страниц журналов «АудиоМагазин» я не нашел, по старым адресам нет ничего! Но найти и скачать журнал со статьей можно, если приложить усилия.

AMЛ Тест-CD 1+
Обложка диска Анатолия Марковича Лихницкого «AMЛ Тест-CD 1+»

Новая версия тестового диска под названием «АМЛ Тест CD +» была выпущена уже с другим продюсером — фирмой «Остров Легенд». Это фирма из Санкт-Петербурга, которая просуществовала совсем не долго на Васильевском острове. Весь тираж диска насчитывал всего 2 тысячи экземпляров. Примерно в 2002 году на очередной выставке в Москве было предложено к продаже половина тиража, но торговля не пошла. Оставшаяся большая часть от «выставочных» дисков осталась «на хранении» у одного из соратников Анатолия Лихницкого, которую он потихоньку пробовал распродать. То что не удалось распродать, остатки партии с выставки, — просто потерялись. В итоге, проданный тираж насчитывал примерно 1300 штук. И теперь эти диски можно считать раритетными.

В продаже эти диски иногда встречаются, меняя владельцев. Но ценник, как настоящий раритет — от 1500 до 2800 рублей в 2023 году.

Диск «АМЛ Тест CD +» — идеология

Всё что будет дальше по тексту, в этом пункте, взято из пояснений самого автора — Анатолия Марковича. Не буду приводить дословно или вставлять большие цитаты. Попробую коротко.

1. Короткий тракт

Записи сделаны через самый короткий тракт из возможных. Автор постарался убрать как можно больше звеньев из тракта звукозаписи. Все «посредники» — электрические и механические, по  мнению Анатолия Марковича, вносят какой либо (существенный и не очень) вклад в изменение музыки. Его слова:

На уровне субъективных ощущений эти изменения воспринимаются нами в первую очередь как утрата жизненных сил музыки.

Потому, Анатолий Лихницкий, создавая материал для своего диска, полностью отказался от использования компьютера. Так же, исключил из тракта любые устройства, которые могли бы вносить некую коррекцию. Запись на мастер-ленту сделал таким образом, что фонограммы были записаны «в один заход» и после не было перезаписей с ленты на ленту.

2. Электронные компоненты

Тракт записи (кроме рекордера) выполнен на винтажных электрокомпонентах изготовленных до 1945 г. Из первого пункта исходит еще один «постулат».

Все элементы тракта (электрические компоненты, провода и т.п.) являются творческими посредниками при передаче сущности музыки к ним предъявляются особые требования.

Исходя из требований Лихницкого, предъявляемым к трекам, нужно было исключить придание записываемой музыки какому-то ни было «окрасу»: породистости, благородства, интеллигентности звучания. Все эти требования к субъективным понятиям нельзя измерить объективными средствами. Но как оказалось, Анатолий Маркович считал, что эти понятия учитывались при производстве звуковой техники в Германии середины 20-го века. Потому он использовал элементную базу из запчастей, изготовленных именно Германии до 1945 года, в оборудовании для ремастеринга записей.

3. Мастеринг

Записи не подвергнуты, ни каким применяемым обычно при мастеринге цифровым обработкам, в том числе очистке от щелчков и шума.

Современный мастеринг подразумевает полную очистку от «лишних» звуков, которые могли попасть случайно на запись, к примеру: удаление шумов от мастер-ленты, убирание щелчков при «аудиозахвате» с винила. В начале «виниловой эры» мало кого заботило, что в звуке присутствовали щелчки. Оно понятно — звуковой тракт был очень коротким! Звукосниматель, и механическая мембрана (на граммофонах) или звукосниматель, фонокорректор и усилитель в одном корпусе, минимум деталей и проводов, соединений.

Как говорят сейчас — «вся энергетика» музыки с пластинки оставалась нетронута и это позволяло не замечать «огрехи» старых виниловых пластинок.

Современная музыка «подталкивает» к комфортному прослушиванию. Да, звук стал очень чистым и красивым. Нет тех щелчков, шума, гула от моторчика проигрывателя. Но в то же время, современные, в том числе — компьютерные, технологии подразумевают множество соединительных проводов, кучу схем с огромным количеством радиодеталей, ЦАП и АЦП. Так же различные программные средства, по мнению Анатолия Марковича, «всё это — убивает саму музыкальную энергетику».

Но бизнесу до этого понятия — «музыкальная энергетика», не было ни какого дела. Цифровой мастеринг делал своё дело. И только немногие, в том числе Анатолий Лихницкий, отказались от технологий и соответствующего оборудования. Они отдавали предпочтение кратчайшему пути музыкального сигнала и таким образом полноценному донесению до слушателей музыкального богатства записей начала ХХ века.

В предлагаемом вашему вниманию компакт-диске мы решили не ограничивать частотный диапазон грамзаписей, за что пришлось заплатить повышенным шумом на высоких и низких частотах.

Содержание диска «АМЛ Тест CD +»

Теперь пройдемся по самому содержанию диска, по отдельным трекам. Возможно и вам станет понятно, почему Анатолий Маркович поступил именно так, записав именно эти треки и именно в таков виде. Кстати — описание треков как в оригинале автора, моего участия в редактировании — нет. Здесь так же, не будет самих треков для ознакомления, но я дам возможность получить эти треки в максимально качественном формате, какой нашел лично я. Пишите в комментариях.

Это конечно не то, что рекомендовал бы сам автор диска (он совсем не одобрил бы это), но за неимением оригинала — имеется возможность ознакомиться. Треки следующие характеристики: 16 бит, частота дискретизации 44 кГц, скорость потока у треков разная — от 480 кбит в секунду до 560. Расширение у треков — .ape. Все файлы только для ознакомления!!

1 трек

И.-С. Бах — Гуно. Дева Мария (Ave Maria). Антонина Нежданова, лирико-колоратурное сопрано со скрипкой. “Gramophone” С2-23319, акустическая запись 1908 год.

“А. В.Нежданова — это идеальный образ вокалистки. Пленительный голос, одинаково совершенно звучащий во всех регистрах до предельно высокого, безукоризненная интонация, прекрасная дикция, совершенное владение дыханием. Благородная простота и искренность исполнения А.В.Неждановой всегда производили на слушателей неотразимое впечатление.”

Трудно точнее охарактеризовать пение Неждановой (1873 —1950), чем это сделал 50 лет назад очевидец ее дореволюционных выступлений, выдающийся пианист А. Гольденвейзер. Предлагаемую вашему вниманию грамзапись мало кому из меломанов приходилось слышать. Запись была произведена еще в 1908 году и выпущена в России сравнительно небольшим тиражом. За границей она не распространялась — из-за того, что Нежданова спела это произведение на русском, а не на языке оригинала. Запись уникальна еще и тем, что вопреки сложившимся канонам, Нежданова обращается к деве Марии не с мольбой, а вступает с ней в духовный диалог. Почувствовать это и ощутить удивительно теплую интонацию голоса певицы не мешает даже повышенный шум записи.

2 трек

Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия из сюиты № 3 до мажор (BWV 1009). Пабло Казальс, виолончель соло. “Victor” 2ЕА 4470-1, запись 1936 г.

Пабло Казальс (1876 — 1973) — выдающийся испанский виолончелист, композитор и дирижер. Мировую славу он снискал исключительно выразительной и темпераментной игрой на виолончели. Теплый и в то же время индивидуально окрашенный голос его инструмента завораживал публику.

Казальса отличала ясность музыкальной интерпретации, ощущение стиля и формы исполняемого произведения. Немало времени музыкант потратил на то, чтобы возродить забытые сюиты Баха для виолончели соло (BWV 1007-1012) потрясающие своей глубиной, как все написанное великим композитором.

Представленная на компакт-диске прелюдия лишь небольшая часть этого почти двухчасового собрания. Полностью эти сюиты вы можете услышать на двух LP, выпущенных фирмой “Мелодия” (М10-43299-302). Качество записи баховской прелюдии в исполнении Казальса, с моей точки зрения, удивительное и опровергает распространенное среди аудиофилов мнение, что технология записи улучшается по мере развития научно-технического прогресса.

3 трек

Ференц Лист. Венгерская рапсодия № 2 (фрагмент). Альфред Корто, фортепьяно. “HMV” DB 1042, запись 1927 г.

Альфред Корто (1877 — 1962) блестяще проявил себя в самых разных областях музыкальной жизни Франции первой половины XX века, но прежде всего он — один из самых ярких пианистов своего времени. При технически совершенном и скрупулезном следовании исполнителя музыкальному тексту, интерпретации Корто отличались свежей, непредвзятой, иногда воспринимаемой как импровизация трактовкой произведений. В каждой записи он словно доказывает правильность разработанной им теории интерпретации, и запись 2-й рапсодии Листа может здесь служить одним из примеров.

Включив фрагмент этой записи в программу тестового диска, мы также хотели дать вам возможность услышать прекрасную по качеству запись фортепьяно.

4 трек

Джоаккино Россини. “Вильгельм Телль” (вступление к опере). Муниципальный духовой оркестр города Милана. Дирижер П. Неви. “Fonotipia” № 62227, акустическая запись начала 1900-х гг.

Казалось бы, почему среди музыкальных звезд первой величины вдруг затесался муниципальный духовой оркестр? Мы включили эту запись в программу с целью убедить слушателей в том, что оперная музыка в то время была адресована не только эстетам, но имела всенародное признание. Еще одна причина — стремление продемонстрировать, как рядовые оркестры исполняли оперную музыку, как они играли — с мастерством и заразительностью, которых уже не встретить в современных исполнениях. Последним, кто столь же заразительно исполнял вступление к опере “Вильгельм Телль”, был Артуро Тосканини.

Кроме того, выяснилось, что акустическая грамзапись лучше, чем электрическая, передает характер звукоизвлечения духовых музыкальных инструментов, — думаю, на это, как и на удивительную энергичность исполнения, аудиофилы обратят внимание. Эта запись наверняка будет часто проигрываться вами при тестировании аудиосистем.

5 трек

Николай Иванович Бахметев (1807 — 1891). “На рекахъ Вавилонскихъ”. Смешанный хор Казанского собора под управлением И.К. Линского. “Лирофонъ” Rss 677, акустическая запись начала XX века.

Хорошая запись хора — большая редкость, особенно для грампластинки на 78 об/мин. Так мне представлялось, пока я не прослушал некоторые акустические записи православных церковных хоров, в частности запись смешанного хора Казанского собора. Меня поразило светлое и чистое религиозное чувство в голосах хористов, звучавших совершенно раздельно. Казалось, на меня нисходит божественная благодать. В современном церковном пении подобного мне слышать не приходилось, и вы, послушав эту запись, наверное, согласитесь со мною: за эти почти 100 неправедных лет из русской духовной жизни ушло что-то очень важное — и, скорее всего, окончательно. Великие музыканты и их интерпретации!

6 трек

Вильгельм Фуртвенглер дирижирует Берлинским филармоническим оркестром. — Чайковский. Симфония № 6 “Патетическая” (отрывок из 4 части). “Columbia Record” 2 RA 3336, запись 1938 г.

Фуртвенглер (1886 — 1954) — величайший дирижер XX века, руководил Берлинским филармоническим оркестром до второй мировой войны и во время нее. Его интерпретации немецкой классики — это сплав интеллекта, воли и эмоций. Исполнение Фуртвенглером фрагмента 6-й симфонии Чайковского демонстрирует, на мой взгляд, еще один дар великого дирижера: ему удалось почувствовать и воплотить растворенное в этой симфонии православное религиозное чувство. Сравните эту запись с записью дорожки [5] — они словно дополняют друг друга. Полностью Симфонию № 6 именно в этой записи вы можете прослушать на LP фирмы “Мелодия” (Д49012).

7 трек

Альберт Швейцер играет на органе в Квинз-Холл, в Лондоне — И.-С. Бах. Фуга ми минор. “Victor” 9741, запись 1935 г.

Швейцер (1875 — 1965) — великий органист, христианский теолог, врач, музыковед (известен как исследователь творчества И.-С. Баха). В 1913 году оставляет карьеру музыканта, ученого и уезжает в континентальную Африку лечить чернокожее население.

Записей с исполнениями Швейцера немного, все они сделаны в периоды кратковременных его приездов в Европу. Игра Швейцера на органе вызывает ощущение беспредельной высоты парения человеческого духа.

Предлагаемая вашему вниманию фуга должна следовать за прелюдией Баха ми минор, включенной в программу “АМ Тест-CD 1”. Для сохранения единства произведения запись этой дорожки произведена с применением технологии, которая использовалась при записи “АМ Тест-CD 1”.

8 трек

Игнацы Ян Падеревский играет на рояле. — Бетховен. Лунная соната (1 часть); ор. № 27 № 2 “HMV” DB 1090, запись 1926 г.

Падеревский (1860 — 1941) — величайший пианист эпохи конца XIX— начала XX века, известный композитор, в 1919 году был премьер-министром Польши. Падеревского как пианиста современники ставили в один ряд с Ференцем Листом и Антоном Рубинштейном. Отобранная нами запись подтверждает это.

Для того чтобы технически точно сыграть первую часть «Лунной сонаты», достаточно навыков ученика начальной музыкальной школы. Однако чтобы раскрыть ее музыкальное содержание, необходимо обладать божественным даром интерпретации. Который, если судить строго, дан немногим. Среди наделенных таким даром — Падеревский.

Первая часть сонаты, с моей точки зрения, исключительно сложное испытание для каждого выдающегося пианиста. Судя по сохранившимся записям “Лунной”, его пока не выдержал никто, кроме Падеревского. Убедитесь в этом, послушав другие исполнения на LP“Сравните интерпретации” (“Мелодия” № 49012).

9 трек

Андрес Сеговия играет на гитаре. — Мендельсон. Канцонетта из струнного квартета № 1 ми бемоль мажор. “Victor” 2ЕА 3789-1, запись 1936 г.

Сеговия (1893 — 1987) — прославленный испанский гитарист, получивший прозвание “Паганини гитары”. По уровню мастерства его часто сравнивают с Крейслером. Игра музыканта отличается необычайной силой и выразительностью. В 1916 году в зале “Паллау” (Барселона) на сольном концерте Сеговии присутствовало несколько тысяч человек — и всем (!) было слышно его исполнение. Благодаря особой энергетической заряженности игра Сеговии кажется нам более громкой, чем обычная игра на гитаре.

С 1927 по 1938 год Сеговия регулярно записывался. Как оказалось, записи эти не только интересны с музыкальной точки зрения, но они и прекрасного качества. Одна из них представлена на нашем диске. Чтобы передать все нюансы характера звукоизвлечения игры на гитаре, полоса частот в процессе ремастеринга этой записи была “открыта” полностью.

10 трек

Этот трек — фрагмент предыдущей записи. Сделана специально, как пример, для сравнения по контрасту. В этом фрагменте полоса частот ограничена. В результате достигнут компромисс (как это обычно бывает при ремастеринге) между правильностью передачи характера звукоизвлечения и заметностью шума.

Сравнивая этот фрагмент с предшествующей записью, вы, наверное, отметите прогресс в технологии ремастеринга. Эффект деградации звучания, возникающий при использовании фильтра ограничения ВЧ, в новой записи менее выражен, чем в аналогичном примере из “АМ Тест-CD 1”.

11 трек

Яша Хейфец играет на скрипке, (фортепьяно И. Ахрон). — Сарасате. “Zapateado” (испанский танец); ор. 23 № 6. “HMV” DB 1048, запись 1926 г.

Хейфец (1901 — 1987) родился в России. В 1917 году эмигрировал в США. “Вероятно, никогда еще не было скрипача, который настолько бы приблизился к вершинам совершенства, как Хейфец”, — писал о нем Карл Флеш. Как отмечали многие, игра Хейфеца несет в себе сдержанную силу, глубину и зрелость, при этом она свободна от всякой сентиментальности.

В предлагаемой записи музыкант демонстрирует феноменальное владение техникой игры на скрипке.

12 трек

В действительности здесь будет два трека под номером 12. Произведение будет то же самое, только время записи — разное, тем не менее, треки отличаются. Чем? — почитайте аннотацию к этим трекам внимательно.

12.1 Фриц Крейслер играет на скрипке (фортепьяно К. Ламсон).— Дворжак. Юмореска (ор. 101 № 7). “HMV” DB 1091, запись 1926 г.

Крейслер (1875 — 1962). “Первым скрипачом мира” называл его Сергей Рахманинов. Музыканта отличала мягкая, утонченная, поэтическая игра, тембр его скрипки был легко узнаваем. Крейслер был чрезвычайно образованным в музыкальном плане человеком, но в обществе и выступая на концертах он, казалось, потакал невзыскательным вкусам публики и часто играл “простенькие” пьесы. Несмотря на это, его исполнение поражает нас эстетическим совершенством. Яркую, индивидуально окрашенную манеру исполнения Крейслера мы советуем сравнить со столь же совершенной, но иной по характеру игрой Хейфеца.

12.2 Фриц Крейслер. То же (фортепьяно Ф. Рапп). “Victor” 6692В, запись 1928 г.

Сравните эту запись с предыдущей. При почти одинаковом прочтении текста музыкального произведения Крейслер вкладывает в интерпретации разное эмоциональное и духовное содержание. Две интерпретации великим исполнителем одного и того же музыкального произведения, записанные примерно в одно время, являются прекрасным тестом для проверки качества звучания аудиоаппаратуры методом сравнения по контрасту.

13 трек

Фриц Крейслер. Тоже, фрагмент (фортепьяно Г. Фалъкенштейн). “Gramophone” 07939, акустическая запись 1910 или 1911 г.

Сравните эту запись с двумя предыдущими. В акустической записи — при явно худшем тональном балансе и более заметном шуме — слушатель может различить больше тонкостей трактовки музыкального произведения.

14 трек

Федор Шаляпин (бас). — А. Гречанинов. Сугубая Ектенія (в сопровождении хора под управлением Афонского). “HMV” DB 1701, запись 1931 г.

Шаляпин (1873 — 1938) — рожденная Россией самобытная личность мирового масштаба: гениальный певец, актер, художник, писатель. Уже в 28 лет он завоевал мировую славу, выступив в театре “Ла Скала” в опере Бойто “Мефистофель”. После спектакля публика на руках несла его из театра к дому композитора. Шаляпин навсегда покинул Россию в 1922 году. Он обладал необычайно богатым по тембру, задушевным голосом. Притягивал публику своей неисчерпаемой энергией.

Предлагаемая вашему вниманию запись относится к позднему периоду творчества Шаляпина и представляет нам певца в “спорном” для него репертуаре: необычайно страстное и энергичное исполнение Ектении вовсе не вписывается в каноны церковного пения. Сравните эту запись с записью на дорожке [5].

15 трек

Маттиа Баттистини (баритон). — Денца. “Occi di fata”. “Gramophone” 052374, акустическая запись 1912 г.

Баттистини (1856 — 1928) — великий мастер бельканто конца XIX — начала XX века. Петь начал с 1878 года. Обладал удивительно полетным голосом. Его пение отличала чистота интонации, мягкость и красота фразировки. Баттистини славился своим “виолончельным” тембром голоса. О высочайшем исполнительском мастерстве артиста можно судить по включенной в тестовый диск записи.

16 трек

Энрико Карузо (тенор). Ария “Mia Piccirella” из оперы Гомеса “Сальватор Роза” “Gramophone” 052224, акустическая запись 1908 г.

Карузо (1873 — 1921) — великий мастер бельканто. Певец высочайшей исполнительской культуры. Его голос, скорее всего, следует назвать “теноровый баритон”. Певца отличали огненный темперамент и мягкий лиризм исполнения.

Данная запись достоверно передает красоту и богатство тембра голоса Карузо и необыкновенную свободу владения артиста своим певческим инструментом.

17 трек

Бениамино Джильи (тенор). — Денца. “Se”. “HMV” DB 1454, запись 1930 г.

Джильи (1890 — 1957) — замечательный мастер бельканто. Пел с 1914 года в “ЛаСкала” и других театрах Италии. Джильи необычайно музыкален, голос его удивительно сладкозвучен, хотя по своим возможностям слегка ограничен. Удивительно тонкий вкус, фантастическое обаяние, лиризм принесли Джильи неслыханную популярность. Как исполнитель неаполитанских песен он не имеет себе равных.

Предлагаемая запись демонстрирует неподдельность и заразительность передаваемых певцом чувств, причем без какой-либо наивности, характерной зачастую для трактовок подобного репертуара.

18 трек

Лили Понс (сопрано). Ария с колокольчиками из оперы Делиба “Лакме”. “HMV” DA 1190, запись 1928 г.

Понс (1898 — 1976) — француженка. Она обладала удивительно подвижным лирико-колоратурным сопрано. Голос ее отличался чистотой и яркостью тембра. Несмотря на легкий отпечаток духа французского варьете, в пении Понс нас покоряет безупречная отточенность мастерства и богатство динамических оттенков. Арию с колокольчиками, которая славится непреодолимыми для вокалисток техническими трудностями, Понс исполняет с необыкновенной легкостью и абсолютным совершенством.

19 трек

Артуро Тосканини дирижирует Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Вступление к 1 акту оперы Верди “Травиата”. “HMV” D 1672, запись 1934 г.

Тосканини (1867 — 1957) — величайший из дирижеров конца XIX — начала XX века. Он был признан сразу и всеми. В период с 1898 по 1929 год он главный дирижер театра “Ла Скала”, с 1908-го по 1915-й — “Метрополитен Опера”, с 1926-го по 1936-й — Нью-Йоркского филармонического оркестра, с 1917-го по 1954-й — симфонического оркестра Национального радио США (NBC).

Активное волевое начало, ярчайший темперамент и неукоснительное следование партитуре исполняемой музыки — главные черты творчества маэстро. Когда мы слушаем записи Тосканини, нас прежде всего поражает то, как музыканты оркестра в его руках объединяются в единый, безупречно слаженный организм. Предлагаемая вам запись вступления к 1 акту “Травиаты” — блестящее тому подтверждение.

Сравните эту перезапись, сделанную по новой технологии, с вступлением к 3 акту, записанным на “АМ Тест-CD 1”. Вы убедитесь, что прогресс в области ремастеринга старых записей еще возможен. Эксперимент будет чистым, так как данные записи великий дирижер сделал в один и тот же день и на одном оборудовании.

20 трек

Тита Руффо (баритон). Ария “Zaza, piccola zingara” из оперы Леонкавалло “Заза”. “Gramophone” 7-52031, акустическая запись 1912 г.

Руффо (1877 — 1953) — великий итальянский баритон. Всемирную славу приобрел благодаря исключительной красоте и силе своего голоса. Технические возможности его голосового аппарата были беспредельны, все вокальные трудности он преодолевал с неправдоподобной свободой. После смерти Баттистини певец унаследовал от него почетное звание “короля баритонов”.
Руффо создал целую галерею незабываемых вокально-сценических образов: Фигаро, Тонио, Риголетто, Яго, Дон Карлос.

Мы решили дополнить этот ряд наиболее известных образов еще одним именем, включив в программу нового диска арию из редко исполняемой оперы Леонкавалло “Заза”.

21 трек

Тито Скипа (лирический тенор). Верджин. “Выйди к морю” (неаполитанская песня). “Victor” 1204-В, запись ориентировочно 1932 г.

Скипа (1888 — 1965) обладал не очень сильным голосом, однако покорял слушателей нежностью и мягкостью тембра голоса, поразительно отточенной интонацией. В оперный репертуар певца входили партии Неморино, Эрнесто (“Любовный напиток”), Альмавивы, Вертера и другие. Почти все сохранилось в грамзаписи — это касается и беспредельно совершенных дуэтов Скипа с великой певицей Амелитой Галли-Курчи. Скипа с необычайной проникновенностью и глубоким чувством исполнял итальянские песни. И все-таки здесь он считался вторым после Джильи.

Мы включили в программу диска запись неаполитанской песни в исполнении Скипа для того чтобы вы могли сравнить пение двух великих артистов в одном жанре.

Резюме после прослушивания

Если вы не смогли найти этот диск, его содержимое могу предложить для ознакомления здесь, но ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.

Может вы и не всё прослушали, но общее представление имеется. Моё мнение, личное, — этот диск показался не интересным. Я не понял научной подоплеки, которую вкладывал автор этого тестового диска. Понятно, что он хотел донести, но я не готов это принять. Мои представления о «Достоверности звучания», «Комфортности звучания», «Музыкальности» значительно иные и побороть себя я пока не могу.

О достоверности звучания

В его понимании «Достоверность звучания» это сходство воспроизводимого через аудио-аппаратуру звучания музыкальных инструментов и голосов (включая отзвук зала) с их натуральным звучанием. Но он в этом случае говорил не о качестве передачи музыки и её интерпретации, а только о факте передачи звуков. Так же, он считал, что любители достоверного звучания не осознают, что, сосредоточив свое внимание на звуках , они пропускают мимо ушей главное богатство — саму музыку.

Что значит — «пропускают музыку мимо ушей»? Как раз наоборот, как и очень многие меломаны, я думаю, что музыка способна и должна вызывать разные иллюзии, фантазии, звуковые картинки рисуемые в голове при прослушивании разных фонограмм. Сидя в концертном зале можно услышать где расположена скрипка, виолончель, ударные установки и как отличаются духовые… Эта звуковая картина в голове рисуется сама собой если закрыть глаза! Так и при прослушивании дома — стараюсь получить именно подобные впечатления. Ведь музыка и состоит из отдельных звуков, разных инструментов и солистов.

Достоверность и производители

Достоверность звучания — «цель номер один» всех производителей аудио-аппаратуры. А как же иначе? Слушая граммофонные записи перенесенные на СД — я не услышал той энергетики, о которой автор говорил. Те шумы и щелчки мне не позволили услышать энергетику пианиста, солиста, с которой они исполняли эти произведения.

Но отчасти автор прав, что понятие «достоверность» и «объективность», к 1970 году, ученые свели воедино. Параметры: полоса воспроизводимых частот, искажения групповой задержки, нелинейные искажения, уровень шума, максимальная звуковая мощность, были введены именно тогда в ранг — требуемых для достоверной передачи звука.

Однако, с тем же выяснилось, что эти параметры не могут быть гарантией того самого «достоверного звучания». Как оказывается, достоверность звучания имеет зависимость от неконтролируемых методов «окраски» звука, которые вносятся транзисторами, кабелями и другими радиоэлементами. Тогда то и зародилось понятие High End.

Возврат к эзотерике

Некоторое время, когда объективные параметры ушли на второй план, внимание всех меломанов и аудиофилов было «заточено» на улучшение звучания проводов, контактов, кабелей, ламп и других компонентов. Ведь все признавали, что всё это «электрическое улучшение», вносит в звук другие «приятные звуковые краски» и уходят некоторые «неприятные». Это сказано о некотором возрождении «ламповости звука».

Но возвращаясь назад к ламповой технике, отказываясь от транзисторов и современных технологий, не все поняли, что вернулись к более скромным показателям характеристик аппаратуры и звука в целом. По сути, признали, что всё же существует эзотерическая составляющая, о которой и говорил Анатолий Лихницкий, она нематериальна, но всё же присутствует в аудиозвуке. Именно за этой «нематериальной составляющей» все аудиофилы и гонятся, как впрочем и многие меломаны.

Вывод

А вывода нет. Я уже всё сказал по поводу этого тестового диска. Есть ли смысл в этом подходе? Наверно есть. Если у вас есть мнение — был бы рад его узнать. Напишите что думаете про этот диск, про подход к «достоверному звуку». И снова моя фраза, снова к месту.

Не каждый профессионал в звуке, особенно с большим опытом, может объяснить простым языком «банальные вещи». Такие люди «говорят на другом уровне», а потому, всё что банально для них — это «непроглядная тьма» для многих интересующихся других.

Подпишитесь и получите оповещение о выходе новой статьи. Положите в закладки и заходите почитать, как будет время или интерес появится.

Прошу не принимать все сказанное — как науку, просто имейте ввиду.


Есть ещё интересные темы, которые хочется обсудить, спорные моменты, музыкальные треки, на которые хотелось обратить ваше внимание. Не отходите далеко, а лучше подписывайтесь на наши новости.

Мы постоянно обновляем свои знания, пишем об этом, делимся. Если вам есть чем поделиться – напишите и станьте нашим соратником! Пишите о том, что вам интересно, что вы знаете и готовы рассказать нам и нашим друзьям на сайте.

Будем рады вашему вниманию и комментариям. Вам не трудно — проголосуйте за эту статью. Буду примерно знать ваше мнение о сказанном.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Вы хотите выразить своё мнение, или есть желание стать автором статей на нашем сайте? Будем рады! Не забываем про Авторские права.


Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем признательны! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Возможно, некоторые фото или тексты, для данной статьи, взяты из открытых источников интернета, для примера и ознакомления. Если не указано иное, то не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права — сообщите об этом в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

  1. Юрий

    (Именно за этой “нематериальной составляющей” все аудиофилы и гонятся, как впрочем и многие меломаны.)
    Замечательная статья! Мне посчастливилось достичь этой нематериальной составляющей, но к великому сожалению, не могу по моральным причинам, подробно описать достижение такого звука. Такой звук оказывается существует, на хорошо записанных сд дисках, это открытие для меня стало как чудо звук, воплощённый в пространстве. Для более поразительной голограммы требуется и идеальное качество записи, с использованием всех требований исключающих помехи, скорость, потерю и искажение информации.
    По сути — аудио портал от источника к потребителю. Такие условия можно создать уже сейчас, имея опыт, знания и необходимое оборудование. У Анатолия Лихницкого таких возможностей тогда не было определённо.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Спасибо за такой комментарий и ваше мнение!
      Да, нынче можно устроить свою систему практически идеально и уловить «тот звук» про который многие спорят и ищут. Но даже тогда Лихницкий об этом говорил, значит он слышал — о чем говорил? Даже учесть «качество» той аппаратуры. Мы не падаем с поверхности Земли ни вперед ни назад, но это не значит, что она не вертится. Так и в этом случае — если «он» не слышет, то не значит, что «того звука» нет! Верить на слово — не особо хотелось бы, но вероятно так оно и есть, так как перепроверить — удается не каждому меломану.
      Слушаю свои недорогие Кортланды и уверовал, что и с ними можно услышать «картинку», «пространство», сравнивая их с такими же, но в заводском исполнении и с другими акустическими системами.
      Про «правильно» записанную музыку — очень верно. Сам неожиданно открыл этот момент для себя, слушая свои диски. И дело не в пиратских или фирменных релизах, а в самом студийном сведении. Это даже я слышу, что говорить о тех, кто имеет «не совсем простую» аппаратуру. Да еще и опыт — без него эти разговоры и утверждения не имеют оснований.
      Спасибо за внимание.

      Ответить

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: