Доработка акустики Radiotehnika Rigonda 5.1. Вторая жизнь.

Доработка Radiotehnika Rigonda 5.1. Аудиотехника

Всем привет! Сегодня на столе одна из самых интересных моих доработок, на мой взгляд. Прошу, знакомьтесь! Легендарная акустика Radiotehnika! Но это не всем известная акустика, как например S-90. Она достаточно «свежего» года выпуска. И название ей — Radiotehnika Rigonda 5.1.

Как понятно из названия модели — акустика имеет пять колонок. Две фронтальные и три — окружающего звука. Сегодня будем говорить только про фронтальные колонки.

Radiotehnika Rigonda 5.1.

Пролог

Для тех, кто попал сюда из поисковиков и до сих пор не знает, что тут происходит, поясню. Меня зовут — Владимир. И сейчас расскажу, как буду производить доработку акустики Radiotehnika Rigonda 5.1. С такой акустикой я сталкиваюсь не часто, имею ввиду сам бренд — Radiotehnika, потому мне тоже очень интересно будет с ней поработать.

До сих пор, в каждой десятой квартире найдется акустика или музыкальный центр от Radiotehnika. Особенно всем известные S-90, а так же: S-30, S-50 и все разновидности. Отзывы про акустику этого бренда достаточно разнятся, но в основном они положительные. Но почему тогда много кто пишет, что после доработки «акустика заиграла новыми звуками, которых раньше не было слышно!» Значит не всё так гладко с качеством комплектующих кроссовера, не так хорошо с качеством динамиков. Но вот с дизайном, вроде ситуация улучшилась.

Но продолжим про нашу!

Характеристики Radiotehnika Rigonda 5.1

Коротко про ее заявленные характеристики.

  • Тип: напольная, фазоинверторного типа.
  • Максимальная мощность: 180 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот: 35-25000 Гц
  • Импеданс: 4…8 Ом
  • Чувствительность: 90 дБ
  • Количество полос: 3
  • ШхВхГ — 230 х 950 х 200 мм
  • Вес: 13 кг.

Для тех кто не видел ни одной серии о доработке акустики, приглашаю на мой канал на Youtube

История

Ранее мне доводилось сталкиваться с доработкой акустики этой фирмы. Но это был самый маленький «представитель» данной компании. Об этом я рассказывал здесь, на известном канале (откроется в новом окне). Досталась она мене в достаточно печальном виде. Но она играет достаточно хорошо, учитывая возраст динамиков.

А начнем доработку Rigonda 5.1. с исторических моментов, о которых вы вероятно и не слышали. Все знают акустику «Радиотехника», но не все в курсе того пути, который пришлось пройти этому бренду от начала и до сегодняшних дней.

Начало истории

20-е годы двадцатого века заканчивалось «смутное время». Образовывались новые, молодые государства, народы этих земель хотели жить в мире и тут человечество поняло, что теперь есть «Его Величество» —  «РАДИО». Местные коммерсанты быстро смекнули, что на этом «деле» можно хорошо заработать. К тому же, молодое государство приняло закон, который сделал поставку аппаратуры из Европы не выгодной. Он скорее поддерживал местных производителей. И одним из таких «деятелей» — коммерсантов был Абрам Лейбовиц.

У Абрама был магазин фото принадлежностей, а так же фото ателье. В начале 1926-го года, ему было выдано разрешение, которое давало право на торговлю импортными радиоприемниками и радиодеталями. В Госархиве Латвийской республики сохранился документ, который подтверждает, что  Лейбовиц подавал в Департамент почты и телеграфа просьбу разрешить ему производство контурных катушек для радио.

Очень скоро, перед специальной комиссией, он продемонстрировал купленный в Германии станок для намотки катушек для радио. Уже в середине осени 1926-го года, Абраму Лейбовицу было выдано разрешение на производство радиоприемников и радио принадлежностей.

Но основная «фишка» была в том, что он начал ввозить в страну, в разобранном виде (в виде запчастей), радиоприемники, которые покупал в Германии. Уже на территории Латвии он собирал их и продавал под своим названием. На вновь собранные радиоприемники закреплялась фирменная эмблема A.L.Radio, и продавалось как местная продукция.

Очень скоро, в начале 30-х, пришлось это хорошо налаженное и прибыльное дело пересмотреть, так как к власти в Германии пришел Гитлер. А как известно, у него было «особое» отношение к евреям. И Лейбовиц начал разработку собственного производства.

Виток развития

И в это время, Лейбовиц пригласил на работу молодого техника, который оказался гением. Это был Александр Апситис. Он не был торгашем, как Лейбовиц, он был инженером. Александр проработал на Лейбовица совсем недолго, так как оказалось, что у них разные взгляды на аудиотехнику и бизнес. Чуть позже, в 1934 году, Александр Апситис регистрирует свою фирму — «A.Apsitis & F.Zhukovskis». Фирма выпускает радиоприемники и радиопринадлежности.

Фирма Александра Апситиса

И ещё, главная стратегия предприятия Лейбовица — чисто «коммерческая». Он привлекал покупателей за счёт внешнего вида своих товаров и мощной рекламы. Если была возможность получить прибыль за счёт потери качества, то Лейбовиц не упускал такой момент. Нынче, оригинальные радиоприёмники его производства, очень не просто встретить в рабочем состоянии, даже в музеях.

Апситис же, в отличие от Лейбовица, был прекрасным радиотехником, и он гнался именно за качеством. Его модели радиоприемников, иногда, мало чем отличались друг от друга внешне, но собирались идеально и только из качественных комплектующих и постоянно совершенствовались и улучшалось качество. В конце-концов, именно Александр Апситис внес максимальный вклад в развитие предприятия, которое позже станет называться «Radiotehnika».

К 1937 году фирма Лейбовица стала крупнейшим предприятием Риги. Количество работников достигло 116 человек. С 1927 по 1940 год Лейбовиц выпустил 32 модели радиоприёмников большими сериями, а фирма «Апситис и Жуковскис» — 16.

В 1940 году в Ригу вошли советские войска на основании Договора. Руководство СССР 2 октября обратилось к правительству Латвии, с предложением заключить договора о взаимной помощи. И уже 5 октября был заключен договор. Кому интересно — можете почитать и поспорить с кем нибудь, но не здесь.

Само предприятие Апситиса было объединено с несколькими мелкими частными компаниями. Александра Апситиса поставили генеральным директором. Теперь объединение называлось «Radiotehnika». Компанию Лейбовица тоже национализировали. Она вошла в состав предприятия «Radiopionieris». Во время войны немцы объединили «Radiopionieris» и «Radiotehnika», сделав их филиалом «Telefunken Geratewerk Riga».

Новое производство и легендарные разработки

В 1945 году начинается новый виток в развитии компании. Предприятие выпускает сначала приёмник «Riga T-689», а затем «Riga T-755». Далее, в процессе восстановления и развития страны, спрос на продукцию завода резко возрастает. Появляются грандиозные планы по расширению производства. Строятся новые цеха и к 1950 году «Радиотехника» становится примером стахановского труда, традиционного для Советского Союза. Качество продукции было очень даже высоким, по сравнению с зарубежными, дорогими аналогами. И ассортимент продукции завода «Radiotehnika» мог практически полностью удовлетворить рынок развивающейся советской страны.

Конец восьмидесятых годов был «золотым временем» для этого бренда. За все годы «Radiotehnika» выпустила около 35% всей советской аудио техники. За год с конвейеров выходило около миллиона различных единиц радиоаппаратуры, около 1,3 миллиона акустических систем! В эти годы, по количеству производства приёмников на душу населения, обогнала даже Японию.

До начала 90-х годов, завод выпускал большой ассортимент разного типа и назначения приёмников, радиол и других моделей аппаратуры. Этот ассортимент и количество, можно сказать, обеспечивали внутренний рынок советской страны и даже хватало товара для экспорта. Внешний вид и само качество всегда старались выводить на высокий уровень.

После развала огромной страны, все технологические связи завода были разорваны. Компания «Radiotehnika», оставшаяся в Латвии, начинает выпускать новые образцы аппаратуры и это это новое направление — только акустика. Все остальные товарные названия остаются только в памяти их владельцев и в истории.

Вот и сегодня, у нас один из образцов этой новой техники бренда «Radiotehnika». Его и рассмотрим подробнее.

Доработка Radiotehnika Rigonda 5.1

О чем поговорим сегодня? Естественно об акустике. Если это акустика, то нужно начинать разговор о звуке. По моему, сугубо личному мнению, звук у фронтальных колонок «Radiotehnika Rigonda 5.1» — никакой! Я бы сказал, что его просто нет! Мне слышится только кричащие звуки, шипящие и пищащие.

Возможно ли из них получить нормальный звук? Можно ли сделать хорошие колонки? Думаю, что да, можно попробовать. Что бы фронты «Radiotehnika Rigonda 5.1» начали нормально петь, их нужно дорабатывать. Сейчас мы этим и займемся.

Начало. Разборка.

Начинать любую доработку следует с чего? Правильно — с разборки акустики. Посмотрим, из чего это сделано и что мы там сможем улучшить.

Разборка "Radiotehnika Rigonda 5.1"

Аккуратно открутили все саморезики, отсоединили провода и сняли все динамики.

Сняли динамики Разборка "Radiotehnika Rigonda 5.1"

Что внутри?

Что же там такого необычного? Да особо и ни чего. Всё как и в других, ранее доработанных, колонках. Но одно было странно, но это можно увидеть в любой акустике «Radiotehnika» — ватные мешочки! Два узких мешка из пластиковой сетки, набиты технической ватой. Сразу их выбросил, так как из них сыпался песок, труха или как это можно было назвать… Короче, сыпался мусор.

Что тут особенного в динамиках? Даже визуально, сразу бросается в глаза — явная нехватка магнитов. Они на столько малы, что удивляет, как они вообще могут выдавать заявленную мощность?

корзина динамиков Radiotehnika Rigonda 5.1

«Вторая грусть» — корзины динамиков. Это не какие-то устаревшие, выполняемые по древним технологиям отливки, алюминиевые корзины с толстыми стенками, которые мы можем встретить в акустических изделиях Radiotehnika, выпускаемых в те давние времена. Эти, самые современные, штампованные корзины, выполненные на современном оборудовании, на китайских заводах поражают своей технологичностью исполнения. Что эмалированная кастрюля с бабушкиной кухни, что эти корзины — один звук.

динамик Radiotehnika Rigonda 5.1

Высокочастотные, пищалки вызывают очень грустное настроение. Они выполнены так, что очень напоминают китайские дюймовые «пяточки». На столько они маленькие и хлипкие.

Заводские кроссоверы Rigonda 5.1

А теперь настает время посмотреть на кроссоверы! Внимание!

кроссовер Radiotehnika Rigonda 5.1

Кроссоверы не содержат ни одного электролитического конденсатора. Это очень даже похвально!

Но кроссовер содержит советские конденсаторы. 4мкф — два штуки по 2,2мкф. Представьте, сколько их было сделано в советское время, что спустя 30 лет их до сих пор устанавливают новыми в новую, выпускаемую заводом, акустику! Хватает даже на наше время! И качество оных — поражает, так как они не потеряли своих параметров.

Кроссоверы кроссовер Radiotehnika Rigonda 5.1

Основание кроссовера выполнено из обычной фанеры, а почему бы и нет? Сопротивление тоже советское, со знаком качества! К-73-11, конденсатор со знаком качества. Катушка намотана просто отвратительно, учитывая то, что это не на кухне наматывали, а на предприятии. Витки болтаются, никак не стянуты. Но не столько ужасен сам кроссовер, сколько его частоты раздела, пусть даже и первого порядка!

Терминалы

терминалы Radiotehnika Rigonda 5.1

Сами терминалы акустики по качеству, напоминают «китайский» вариант. Очень уж хлипкие, и на вид — очень дешевые. Что тут ещё сказать? Можно только пожать плечами и задать себе вопрос: цена акустики и качество комплектующих — почему никак не сходится, не сопоставляется?

Схема кроссовера Radiotehnika Rigonda 5.1

Схемы в интернете мне найти не удалось, срисовал её с заводского кроссовера и показываю только вам!

схема кроссовера "Radiotehnika Rigonda 5.1"

Высокочастотник. Он начинает резаться от 35 000 гц. Это вопрос «о пороге слышимости» человеческого уха. Среднечастотник, режется с 7 350 гц. НЧ динамики, первым порядком, играют до 1 300 гц. Получается «огромная яма» в основной зоне слышимости.

Я не думаю, что я самый умный, но куда смотрели инженеры, когда делали этот чудо-кроссовер? Скорее всего, у них была другая цель — сделать самый дешевый кроссовер. В принципе, у них это очень хорошо получилось! Всё наследие собрали, положили в этот кроссовер и получились вот такие колонки.

Колонки Radiotehnika Rigonda 5.1

Если кто знает — сколько она стоит, то стоит задуматься.

Доработка кроссоверов Rigonda 5.1

Что же было сделано? Изготовлено два кроссовера с достаточно логичными частотами срезов. Электролит стоит только на НЧ звене, ибо тут требуются очень большие емкости.

сравнение нового и старого кроссовера Radiotehnika Rigonda 5.1

Сравнение внешне старого и нового кроссовера — говорит о том, что кто-то немного сэкономил на этом. Разница — «на лицо».

Частоты срезов нового кроссовера

  • Для НЧ канала — срез до 800 герц.
  • СЧ канал работает от 800 до 4700.
  • А ВЧ твитер должен играть с 4700 герц.

Сборка

Сборка Radiotehnika Rigonda 5.1

Теперь начнем сборку акустики. Устанавливаем новые кроссоверы на своё место. Проклеиваем синтипоном всю колонку внутри. Всё по старой, отработанной схеме.

Демпфирование корпусов, ремонт динамиков

Проклеил все полости синтипоном. Теперь очередь за динамиками. Буду проклеивать штампованный корпус динамиков вибропластом. Как и для чего это делается — рассказывал ранее здесь и здесь.

Доработка среднечастотных динамиков Radiotehnika Rigonda 5.1

Очень неприятный момент у этой акустики — закрытый корпус среднечастотного динамика. Из-за того, что внутри нет демпфирующего материала в звуке отчетливо слышен металлический звон. Попробую от него избавиться. Заклеим полностью корзину вибропластом.

Так же, была проведена проклейка вибропластом корзин всех других динамиков. Были заменены подвесы из вспененного полиуретана. Они были в плачевном состоянии — их немного порвали кошки. Установлены резиновые подвесы. Колпачки на среднечастотных динамиках были жестоко замяты детьми, поэтому их (колпачки) пришлось удалить и приклеить новые, красивые.

Установка динамиков, пайка

Припаиваю динамики. Именно припаиваю, а не ставлю провода на клеммах. С завода все динамики были подключены на клеммах. Считаю такое соединение в акустике недопустимым. Это конечно сильно удешевляет стоимость акустики, и облегчает отключение и подключение динамиков. Но мне такое подключение — разъемное, совсем не нравится.

Установка динамиков Radiotehnika Rigonda 5.1

И естественно, заменил все провода, которыми подключаются динамики к кроссоверам.

Динамики припаяны. Прикручиваем все динамики саморезами. В этот раз не пришлось ремонтировать места под саморезы. Все выкрутились и закрутились без проблем, сколов.

И на том, наверно и закончу, делать с ними больше нечего.

Отзывы о Radiotehnika Rigonda 5.1

Немного пройдусь по отзывам владельцев этой акустики. Посмотрим на отзывы тех кто слушал и сравнивал с другими брендами. Выслушаем меломанов со стажем. Спорить можно тут много, мнений много, но выводы делает каждый сам.

… Современной акустики «Радиотехника» нет уже давно, в том виде как мы представляем себе! А нет её именно из-за поставок недорогих китайских МИКРОЛАБов и СВЕНов, хотя RRR звучит лучше. RRR просто не выдержала конкуренции. Но сравнивать звучание акустики, выпускаемой заводом в советские времена, и разработок с лучшей акустикой производимой сегодня — будет не корректно..

Один рассказывает о том, что купив эту акустику — «услышал весь спектр звука». Как же так, он до покупки не слышал звуков? А что в таком случае он слушал? Радиоприемник?

Другой пишет и расхваливает все «плюсы» акустики, сравнивая свои со своими старыми колонками Technics, сидя у себя в гараже, не оборудованном для прослушивания музыки. А какой усилитель был использован, а какой источник. Что вообще в таком помещении можно услышать? Как там можно что-то сравнивать?

Третий пишет, что «..высоких нет, а басы бубнят. Плохие колонки!» Как он их слушал, в каких условиях — не поясняется.

Ещё один. «Акустика поражает своим звуком. Особенно поражает — звуковая картинка!» Но больше ни чего не описывается. Как она поражает звуком? Своим звуковым давлением или чем?

Как при таких отзывах можно что-то выяснить для себя? Почитав разные отзывы, которых не так и много нашлось, складывается такое впечатление, что акустика «супер». А потом, через минуту, мнение меняется на совершенно противоположное. Складывая все отзывы, без подробного описания используемой аппаратуры, с которой работает акустика, без описания помещения (хотя бы, его площади), без того — с чем сравнивают (с другой акустикой) — мнение никак не складывается. Точнее, оно двойственное.

Резюме

Какие выводы могу сделать, почитав отзывы. Акустика не однозначна. И судить о её звучании можно только послушав самому. Я слушал достаточно акустики в своей комнате. Примерно понимаю, как должна звучать акустика, что бы мне понравился звук. Вот из этого и делаю вывод — как она звучит.

Акустика выглядит посвежевше и чуть красивше, чем когда попала в мои руки. Да, была проведена хорошая работа над исправлением многих недочетов. Это не было сделано одним днем, но после прослушивания осталось грустное впечатление от звука акустики.

Слушал, слушал. И ту музыку, и другую, разных стилей и качества. И как бы я хотел верить в «чудо»…  Но оного — не произошло! Играть они стали гораздо лучше, но очень, очень далеко от идеала. В добавок ко всему, чувствительность одного высокочастотника на пару децибел меньше чем у другого. Ну и штампованные корзины — дают о себе знать. Видимо совсем дешевые корзины, качество изготовления — это надо было видеть. У фирменных китайцев — гораздо качественнее выглядит. Может надо бы задуматься о замене ВЧ, как минимум. И попробовать подобрать другие динамики, особенно СЧ. Но это уже были бы другие системы, не Radiotehnika Rigonda 5.1.

А ещё хочу сказать вам — до скорых встреч! И будем надеяться, что сказка, все же, вернётся. И мы услышим ещё хороший звук акустики этого бренда.

Пока у меня всё, друзья. Я прощаюсь с вами до следующего раза! И поверьте, мне есть что ещё вам рассказать! Не уходите далеко или на долго!


Дополнительный материал

Предлагаю вашему вниманию посмотреть ролик «Доработка акустики Radiotehnika Rigonda 5.1. Вторая жизнь.»

Что бы не пропустить новые ролики и новые статьи, подписывайтесь на мой Ютуб-канал и не забывайте подписаться на новые статьи сайта (форма для подписки — справа) – получите свежие новости самыми первыми!

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями — напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.


Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: