Ну и наконец, здравствуйте! Сегодня у нас, как обычно, доработка акустических системы. Сегодня это будет акустика Eltax Hollywood.
Я подумал начать доработку акустической системы с разъяснениями.
Стоит немного разобраться, кто не знает, что значит понятие — «двух-полосная акустическая система». Что кроется под таким понятием, как — «две с половиной полосы». А что такое — «трех-полосная система». Бывает ли акустика на «три с половиной полосы»?
- Примеры акустических систем для сравнения
- Elenberg SS 5062
- Cortland 7000
- Cortland STH 5500
- Eltax Hollywood
- Разборка акустики Eltax Hollywood
- Начинаем первый этап подготовки колонок.
- Второй этап подготовки акустики.
- Третий этап доработки.
- Четвёртый этап, последний.
- Резюме
- Первое.
- Второе.
- Третье.
- Моя рекомендация по акустике Eltax Hollywood
Примеры акустических систем для сравнения
В принципе, у меня есть достаточно много экземпляров колонок для наглядности. Коротко попробую рассказать о различиях и спорных понятиях.
Elenberg SS 5062
Первую колонку зовут Elenberg SS 5062. Точнее звали так до того момента как они были доработаны.
У неё три динамика. Два СЧ / НЧ (средне-частотный / низкочастотный) , третий ВЧ (высокочастотный). Но это «двухполосная» классическая система, потому что СЧ / НЧ динамики играют одну полосу и они абсолютно одинаковые .
В теории, два СЧ / НЧ динамика играют как один, Кроссовер делит звук на две полосы.
Cortland 7000
Следом за и Elenberg следует Cortland 7000. Он включает в себя четыре динамика. Играют эти колонки три полосы. Высокочастотный, средне-частотный и два низкочастотных динамика. Два НЧ, играют одну полосу . Были проведены эксперименты и попытка сделать из них «три с половиной полосы».
Но так как НЧ динамики одинаковые, сопротивления у них тоже одинаковое, а вот сопротивление катушек, которыми осуществлялся срез частот — не совсем одинаковые. Они играли рассогласовано и было принято решение — от этой затеи отказаться.
Cortland STH 5500
Далее следует Cortland STH 5500. Ранее снимался ролик по доработке этой акустики, можно посмотреть здесь. С завода эти колонки на «две с половиной полосы», которые воспроизводятся так же тремя динамиками. Иначе сказать,один динамик играет ВЧ , один СЧ / НЧ динамик, и один НЧ динамик – играет чисто низы.
Хочется отметить, что сейчас они стали трех-полосные. Они стали трех-полосной системой только для того, чтобы «правильно» играли именно с колонками Cortland 7000, которые стоят на фронтах. Cortland STH 5500 стоят на тылах, на заднем и на переднем центре.
Какие изменения произошли, когда из системы «две с половиной» сделана «трех-полосная система»? В первую очередь, поменялось общее сопротивление колонки. На шильдике написано, что это акустика на «6 ом», а по факту, сейчас получилось «10 ом».
Что хочется сказать про динамики, в общем.
Чем СЧ динамик отличается от НЧ динамика. С виду они почти одинаковые. Естественно, материал диффузора разный, но это ещё не всё. У них значительно отличается жесткость подвеса. Чем мягче подвес, тем ниже резонансная частота и соответственно тем хуже он играет средние частоты. Поэтому сабвуфер всегда имеет очень мягкие подвесы динамика. СЧ динамики всегда имеют жесткий подвес.
Eltax Hollywood
Последний экземпляр, о котором пойдет речь дальше, это — Eltax из серии Hollywood. Сегодня он будет дорабатываться. Это полноценная «трёх-полосная» акустика. У неё есть просто огромный высокочастотный динамик. Два средне-частотных динамика. А с боку колонки есть еще 8ми — дюймовый динамик. Он реально имеет очень мягкий подвес. Но если логически подумать, то делать из такой вот формы трех-полосную акустическую систему — это неправильно!
Трех-полосная система должна выглядеть, примерно, как Cortland STH 5500. Все динамики должны играть «вперед». Здесь же, получается, что НЧ динамик играет в бок. Такое исполнение допустимо, но только если полоса динамика обрезается до стерео-разделения.»Это где-то до 300 герц. Но здесь вряд ли он обрезан до 300 герц.
Разборка акустики Eltax Hollywood
Сразу, перед началом разборки замечу, что герметизация камеры и 4-х дюймовых динамиков достаточно плохая. Это можно заметить, слегка постукивая по дифузору одного СЧ динамика. Другой СЧ динамик, в это время должен слегка колебаться . Должно создаваться движение воздуха внутри камеры. Но он стоит на месте, значит воздух где-то уходит.
Постараемся это обязательно исправить.
Немного о большом, 8-ми дюймовом динамике. Тут герметизация достаточно хорошая, с учетом того, что фазоинвертор в данный момент заперт в стол, ну иначе сказать – отверстие заглушено.
Разбираем колонки, откручивая все динамики от корпуса.
Саморезов достаточно много, потому, для облегчения работы, стоит использовать шуруповерт. Заметьте, что провода к динамикам не припаяны, а используются простые клеммы, как при подключении акустики в авто.
Акустика Eltax Hollywood имеет самую интересную часть – кроссовер. Он там должен быть, и интересно как он выглядит. Как он делит частоты и какого порядка сами фильтры – попробуем разобраться.
Кроссовер первого порядка, на электролитических конденсаторах. «Детские» фильтра! Иначе и не скажешь. Провод достаточно тонкий для катушек кроссовера, на взгляд, примерно – 0,7мм.
Первая мысль – «сюда нужно сделать кроссовер на две с половиной полосы»! При чем срез НЧ динамика сделать на 200Герц. Как оказалось, два 4х дюймовых СЧ динамика играли от 0 до 3,500 Герц.
После расчетов выяснилось, что НЧ динамик играет до 3000 Герц! Это при первом порядке кроссовера. Иначе сказать, он играет весь — и низкий и средний частотный диапазон!
Среднечастотные динамики играют от 600 Герц до 7000 Герц. Если от 600 герц играть он сможет, то до 7000 герц он играть наверняка не способен.
Высокочастотный спектр от 7000 герц должен играть огромный твиттер, с большим магнитом.
Использовать что-то из заводских фильтров — не получится. Технические характеристики «штатных» кроссоверов такие, что использовать от туда детали нет смысла. Попробуем исправить ошибку производителя.
Начинаем первый этап подготовки колонок.
Будем заклеивать их внутри синтепоном, заранее закупленным и нарезанным под размер колонки. Клей используем обычный ПВА, который продаётся в любом строительном магазине. Размер упаковки клея – индивидуально для размера колонок. Для одной пары колонок такого размера, вполне может хватить и одного маленького баллончика.
По обычаю, наполняю свою колонку синтепоном, как и рассчитывал. Кто никогда не наполнял свои колонки синтепоном, то у него возникнет вопрос – «для чего он нужен в колонках?»
В полезности синтепона может убедиться каждый собственноручно и проверить это своими ушами. Попробуйте заклеить одну из колонок, а вторую оставить как есть – без демпфирующего материала. И в открытое отверстие от динамика прокричать что-то звонкое. Сначала в одну колонку, а потом сразу в другую. Разница будет слышна – по любому! И доказывать ни чего не придется и вопрос не возникнет.
Дорогие бренды всегда добавляют в свою акустику синтепон. От того и качество звука в их акустике дорого стоит.
Второй этап подготовки акустики.
Будем делать так, чтобы динамики не звенели. В данной акустике оказалось, что все динамики, от маленького до большого, очень сильно звенящие. Проверить просто. Берем за магнит и отверткой постукиваем по корзине динамика. Звук как у кастрюли. Это не добавляет сочности и красоты в издаваемые динамиками звуке.
В дорогой акустике, корзины на динамиках всегда алюминиевые и толстые. Это сделано как раз для того, чтобы они не звенели. Мы заклеим корзины вибропластом оставшемся после обезшумливания авто.
Третий этап доработки.
Можно сказать, самый бесполезный этап доработки акустической системы — это сборка акустического фильтра. Так почему же все-таки — это самое бесполезное занятие в доработке акустики? Да потому что, каждый второй рассказывает, что это абсолютно никак не связано с качеством звука. Далее, в ролике, я показываю — как я делаю кроссоверы.
Там описана сборка кроссовера, и этот собран точно так же. Но единственное отличие только в том, что в качестве обойм для индуктивностей здесь послужили пустые катушки от олова для пайки. Они просто идеально подходят для этого. Даже с сердечником, получается отлично подходит железная труба, пол дюйма.
Четвёртый этап, последний.
Припаиваем провода к терминалам подключения и закрепляем на них собранные кроссоверы. И начинаем, непосредственно, сборку акустической системы под названием Eltax Hollywood.
Просовываем провода в нужные камеры. Припаиваем провода к соответствующим динамикам и закрепляем эти динамики каждый на своё место. Там где провода входят в высокочастотную камеру , заклеиваем куском пластилина.
Резюме
После доработки, сборки, естественно – прослушал.
Из опыта могу сказать следующее: Eltax из серии Hollywood — это самая плохая акустика, которая мне попадалась!
Первое.
Изначально, не понравилось, что в этой акустике фазоинвертор настроен на 100 герц. Это что-то бубнящее-кричащее.
Второе.
СЧ и НЧ динамики до 3000 герц совсем не вытягивают, кричат сильно.
Третье.
Единственный обнаруженный плюс это то, что высокочастотник работает хорошо. Не даром он самый большой из динамиков. Имеется ввиду – магнит у динамика большой.
Моя рекомендация по акустике Eltax Hollywood
Акустика Eltax Hollywood не стоящая внимания любителя качественной музыки. Вполне можно использовать для озвучки простого домашнего кинотеатра с обычным ДВД-плеером.
А пока на этом всё. В дальнейшем продолжим дорабатывать эту систему. Не может быть, что здесь использованы плохие динамики. Но если это так, то я об этом обязательно вам поведаю.
До новых встреч!
Для тех кто хочет посмотреть видео вариант статьи —
Что бы не пропустить новые ролики и новые статьи, подписывайтесь на мой Ютуб-канал и оставьте подписку на сайте – получите свежие новости самыми первыми!
Как можно задать вопросы автору по данной теме(доработка eltax holliwood) ?
Приветствуем! Можно прямо на канале https://www.youtube.com/watch?v=wkuu2Z5byQo&t=1s или по электронке — ushakovv@muzmedia.info