Стереотипы стереозвука. Часть 2

Про музыку

Продолжу немного своих рассуждений и выдвиганий теорий про наши музыкальные стереотипы. Начало было здесь — Стереотипы стереозвука. Никак нельзя обойти стороной очень важный вопрос, говоря о стереотипах в музыке. Он всегда остается очень спорным среди меломанов и аудиофилов. А конкретно — вопрос про аппаратуру! Здесь сложилось предостаточно стереотипов и постоянно складывается очень много новых. Их немного сейчас и обсудим.

Музыкальная аппаратура. Стереотипы

Некоторые пункты я бы назвал «ошибочным мнением», так как мнения сильно разнятся, да и чисто в «физические параметры» эти стереотипы не очень вписываются. Это чисто моё мнение, но оно может и совпадать с вашим, хотя бы в отдельных моментах. Не согласны — расскажите нам всем об этом. Лично я — приму к сведению и вероятно соглашусь, так как мои познания могут быть не столь «великими» как ваши.

Начну с самого распространенного мнения-стереотипа, который постоянно мусолят, обсуждают в серьезных журналах и очень много ругаются между собой меломаны и аудиофилы, которые кроме этого варианта — не приемлют ничего! И такая тема есть наверняка на любом меломанском-форуме.

Винил слушать — только на ламповом усилителе.

В этом, очень часто оспариваемом мнении, я не специалист. Нет пока у меня проигрывателя виниловых дисков. А про ламповый усилитель, а точнее, в этом контексте имеется ввиду — фонокорректор, я вообще «ноль». Но изучаю тему. Но думаю, что следующие мои размышления введут некоторых в раздраженное состояние (в бешенство).

Слушал у знакомых несколько сетапов, и с интегральными корректорами, и с ламповыми. Но тут еще вопрос возникает. Если сетап подбирался профессионалом, знающим — как работает именно ламповый корректор и как этот фонокорректор работает с усилителем, то да — есть смысл поднимать вопрос о ламповом звуке.

Судя по многочисленным отзывам и мнениям — проигрыватель винила должен иметь хороший фонокорректор. Дальше, уже можно пытаться получить хороший звук от связки — оконечный усилитель и акустика. Думаю — я логично излагаю.

А какой корректор это будет — уже другой вопрос. Главное, он должен быть максимально подходящим для проигрывателя и его «головы». Так можно вытянуть «все соки, не смешивая между собой разные сорта фруктов». Но почему-то все владельцы считают, что должен быть именно ламповый фонокорректор!

Про корректор понятно. А вот про непосредственно усилитель: какой должен быть? Ламповый или интегральный?

Выдержка из одного комментария:

… ламповые усилители имеют крайне малый уровень собственных помех. Практический равный нулю. Поэтому мягкий, без искажений, звук…

И тут в ответ могу спросить следующее, исходя из множества прочитанных статей, комментариев, отзывов — «Что? Крайне малый уровень помех?» Даже из тех основ знаний про звук, которые у меня имеются — кажется, что некоторые перепутали теплое с мягким.

Всем известно, что ламповые усилители, по паспорту, обладают очень высоким коэффициентом искажений. И он исчисляется не циферкой после запятой! Разговор идет о процентах, измеряемых в единицах, и даже более.

А сколько обертонов создается в тракте, которые как раз и придают звуку так называемую — «ламповость»? Появляется — «глубина и мягкость». А «белый шум» от самих ламп… Он конечно не может раздражать, так как имеет ровный частотный спектр. А выходные каскады, выполненные на трансформаторах, которые имеют очень нелинейную частотную характеристику…

И все это рассуждение о том, что «лампа» ну никак не может быть лучше, чем хороший усилитель на транзисторах. Быть на уровне — да. Иногда лучше, но только из-за того, что транзисторный усилитель не работает должным образом (не исправен), не настроен, не является подходящим для имеющейся акустики.

Как вам такие рассуждения? Я не утверждаю, что «лампа» не звучит с винилом — нет, совершенно не так! Просто лампа не может звучать чище и выдавать «более правильный звук», чем транзисторный усилитель. Это чисто по техническим параметрам — не стыкуется.

Маленький под итог. Ламповый фонокорректор — да, ламповый оконечный усилитель — да. Но утверждать, что в этом случае виниловая пластинка звучит лучше, чем при использовании интегральных фонокорректора и оконечника — нет. В этом я совершенно убежден, не верю я в «сказки про лампы», как источник «правильного звука».

Вот так, коротко, но вроде понятно выразил свое мнение.

Китайское — значит барахло?

Тема — очень обширная и неоднозначная. Но пройдусь по основным моментам и только чуть касаясь.

Да, большинство людей до сих пор так и считают: «китайский товар — не качественный». Если применить к нашей интересующей теме, то и здесь «они замешаны». В Китае размещено производство самых крупных компаний мира. Там производится примерно 60 процентов строительных материалов (мы им лес, а они нам табуретки), 70-80 процентов телефонов и различных гаджетов (я думаю все 95%), 90 % — компьютерной техники и различной периферии.

Скорее всего, процентов 80 аудиотехники производится в Китае под разными брендами. Практически все малознакомые, или наоборот — известные, бренды выпускают свою аппаратуру именно на китайской территории. К примеру — Microsoft, Sony, Adidas, Nike, Gucci, Colgate, Nivea — производят давно свои товары именно там и понятно — почему. Но всё идет к тому, что очень скоро это поменяется.

А теперь о качестве. Что ни говори — во всем мире, существует много мифов о китайском качестве. Даже несмотря на то, что Китай уже давно стал лидером высокотехнологичных производств. Что же касаемо радиоаппаратуры, то тут споры до сих пор не утихают. А так оно и есть — качество брендовых товаров бывает разным. Но почему так?

Подделки в промышленных масштабах продолжают иметь место. Но их все меньше. Много техники выпускает сам китайский производитель и не стесняется давать свои названия. Часто это почти сто процентные клоны дорогих брендов, но под своими, китайскими названиями. Если ранее мы могли купить Powasonic или Abibass, то сейчас Sony и Panasonic производит свои телевизоры именно там. А китайский производитель аудиотехники предлагает нам Aiyima, Sunbuck, JLH, Microlab, Xiaomi и много других, о которых мы не знаем (нет рекламы и массовых продаж) — они не так плохи, как многим кажется.

Известные во всем мире бренды Huawei, OPPO, Microlab — чисто китайские производства. Но качеством они не сильно уступают более дорогим Apple, Sony, Samsung.

В последнее время, в мире, стал встречаться товар под маркой Made in PRC — «People’s Republic of China», что в переводе на русский: КНР = Китай. Это «чистой воды» — маркетинговый ход, потому что когда мы видим надпись «Made in China» — уже считаем, что товар не может быть качественным. Опять же — стереотип! Но сейчас немного опустим тему и вернемся к нашим акустическим системам и усилителям, ЦАПам, наушникам, проводам и кабелям.

Возьмем, к примеру Klipsch R 820 F. Есть информация, о том из чего сделана эта акустика. Как выглядит кроссовер, из чего сделаны соединительные провода внутри акустики, как демпфирован корпус. Наберете в поисковике название акустики и посмотрите ролик. Исходя из этого, лично я имею мнение, что данная акустика, эта модель конкретно, выпускалась на китайском производстве. Про динамики разговор не ведем, там вроде нормально. А вот про все остальное сделано для удешевления конечной стоимости.

Цена такой акустики на данный момент (начало 2024 года), на площадке одного известного интернет-магазина, составляет всего 120тыр. Вроде и не дорого. Но судя по проводам из крашеного алюминия и малюсеньким кроссоверам, электролитическим конденсаторам — это даже очень много.

Но по сути, то что сделано в Китае — не означает, что это обязательно барахло. Всему есть своя цена. И у дорогих брендов есть китайские производства, и потому эти «бренды», могут себе позволить снижать стоимость продукции. Но зачастую, снижение затрат при производстве никак не сказывается и не связывается с конечной ценой для покупателя, просто товар стоит дорого, а качество всё же страдает.

Рекомендую ознакомиться с некоторыми интересными статьями (не реклама! — не договаривался о рекламе статей, сайтов) про китайский товар (акустика, электроника), что бы иметь представление: всё так плохо или всё же — стоит присмотреться?

  • Статья с сайта АудиоАрт Китайская акустика. Клоны.
  • И еще одна статья, с сайта Hi-Fi.ru Дешевый китайский Hi-Fi, который даст сто очков вперед брендам.
  • А еще можно посмотреть ролик про Китайские B&W 804, но там много отзывов с отрицательными настроениями (не соответствует цена-качество), хотя всё выглядит и наверно звучит достаточно хорошо.
  • Небольшой ролик. Китайский Hi-End от бренда из поднебесной — Tuolihao. Но официального сайта даже в англязычной среде — я не нашел. Ролик о производстве, но на родном языке бренда… Впечатляет получаемое визуальное качество.. а как там на самом деле — отзывы спорные.
  • Вот еще один производитель акустики-клона. Акустика AIJIA AUDIO FA9 но выдается за копию Focal Scala Utopia EVO. Это уже круто — давать такие заявки! Да и цена, судя по ролику, на тот момент — космическая (около 3млн.р).

Так и что? Стоит доверять китайским акустическим системам, их усилителям?

Вся английская аппаратура быстро ломается.

Ну вот точного ответа на этот вопрос или утверждение — вы не найдете. И при чем тут английская техника? Да просто так! Снова — стереотип! Но почему именно про Англию вопрос? Это меня тоже интересует. Ведь, судя по отзывам, чаще всего ломается китайская техника. Но и это далеко не так! И японская и немецкая техника ломается.

Приведу небольшой список известных мне брендов, которые являются «выходцами» из Англии. Это не всё, а только то, что я вспомнил и хоть что-то знаю про бренд.

  • Ippon — всем известный бренд, который я знаю как — «источники бесперебойного питания», не более;
  • KEF — тут и рассказывать не буду, все знают этого производителя акустики%\;
  • Exposure — читал и изучал, не видел, больно дорого, минималистичный, строгий стиль усилителей и проигрывателе СД;
  • Tannoy — так же, не нуждается в описании. Отличная акустика;
  • Wharfedale — это распространенная и популярная, доступная по цене акустика;
  • Marshall — портативная аппаратура и гитарные усилители;
  • Mission — Не менее известная фирма по производству акустики;
  • Cambridge Audio — качественные усилители, СД-плееры, акустика;
  • Arcam — ЦАПы, СД-проигрыватели;
  • Bowers & Wilkins — отличная акустика;
  • Fly — производитель сотовых телефонов. Но я всегда считал этот бренд китайским;
  • Quad — качественные усилители, СД-плееры, акустика;
  • Monitor Audio — усилители, ресиверы, комплекты акустики для домашнего кинотеатра.

Ломается практически всё! И дорогое, и дешевое. Всё потому, что большинство аппаратуры производится в Китае, частичная сборка (как говорится — крупноузловая) или полный цикл производства (это чаще всего). Мы же знаем, что, например Sony, производит почти всю технику на заводах в Китае и потому думаем, что там будут использованы китайские детали. Думаю так же, что из-за этого сложился очередной стереотип — «Sony — не качественная аппаратура».

90% производственных мощностей Китая построены за счет импортных инвесторов, за счет уже богатых и раскрученных «брендов». И сегодня сказать, что телевизор или музыкальный центр от Panasonic произведен в Китае — не ошибемся. Практически все компоненты производятся там, а собрать всё в кучу — дело не сложное. Главное — есть ли контроль на выходе и какие требования предъявлены к данному производству?

Так и что? Какая аппаратура чаще всего ломается?

Еще немного рассуждений — по опыту.

Если аппарат не сломался в первые дни эксплуатации в следствие заводского брака — хорошо. Но это сейчас происходит не так часто, но все же. Производителям лучше тщательно контролировать качество при изготовлении товара, чем потом получать рекламации и переделывать брак. Если производитель переживает и заботится, хоть немного, о своём имидже — контролирует и отбраковывает товар до поступления в торговую сеть, то у нас, как у покупателей, вероятность купить товар и получить «быструю поломку» в дальнейшем — уже после «гарантийного срока эксплуатации», стремится к минимуму. Всё может произойти значительно позже, через годика полтора..

Касаемся только радиотехники. Практически все блоки питания сейчас — импульсные. Как часто говорят мастера по ремонту — «летят кондёры! В основном. А потом уже и все остальные проблемы возникают». Получается, что все проблемы от конденсаторов, которые занимают очень важную роль в блоках питания? Почти.

К примеру, по моему опыту — 80% мониторов и телевизоров, которые мне удалось восстановить «малой кровью», пострадали именно от блоков питания. Не буду вдаваться в детали, но если вздулся один или несколько конденсаторов, то может «выгореть» и процессор, и какие-нибудь ключи, там еще микросхем — куча. Большая часть проблем именно от неисправности блока питания и конденсаторов. «Утекание» нужных параметров вызывает цепную реакцию в схеме. А потом ищи — где и почему.

Так вот, небольшой вывод. Значительная часть поломок радиоаппаратуры бывает от некачественных радиодеталей или перегрева каких то радиоэлементов, если «наваливали» громкость и аппарат просто не выдержал такой эксплуатации. Вероятно, что он не был рассчитан на такие режимы работы и просто сгорел от перегрева.

И потому, ставить вопрос — «А чьё производство? Где собирался этот аппарат?», уже не совсем правильно. Во всем мире не так много заводов, которые выпускают качественные комплектующие, в основном — китай… А от фирменной бирочки не много зависит — как скоро техника может сломаться. А что касаемо аппаратуры с «Английскими брендами», то скорее они надежнее Европейских, и наверно, подстать чисто Американским и Японским.

Не согласны? Расскажите свое мнение, лично мне интересно.

Усилители Denon и Yamaha — плохо звучат

Это высказывание я не могу прокомментировать от себя — нет у меня такой аппаратуры. Но опять же, судя по описаниям владельцев усилителей этих брендов — всё не так. Скорее — наоборот!

«Плохо звучит» — это понятие не физическое, а эмоциональное. Ну не нравится звук — что тут поделать? Уже были разговоры с бурными обсуждениями — «Если не слышишь качественного звука, то и спорить не о чем. Медведь потоптался по ушам! Иди, лечи свои уши, глухая тетеря!». И подобного полно.

У каждого своё мнение на качественный звук и у каждого свои возможности по слуху. Но споры будут всегда. Кто-то «слышит», как усилитель способен выдавать до 40 кГц и он это реально слышит. Кто-то согласен, что и 12 кГц для человека — норма.

Что касаемо усилителя какого либо бренда, то попробую пояснить так. Есть «понятия», которые обсуждаются в меломанских и аудиофильских кругах. «Выдернул» некоторые понятия из одной статьи читаемого мной — Доброго аудиофила, да простит он меня (надеюсь). Но описывать в таком стиле можно любую аудиотехнику — и колонки и усилители, и СД-плееры, и проигрыватели виниловых кругляшков.

  • глубокий объемный бас, с упругостью и пружинистостью. …выпуклая, воздушная, РЫЖАЯ середина. И детальный, мягкий, прозрачный верх.
  • ровная середина, и при этом яркий рассыпчатый верх, не очень детальный, но даже песочный.
  • звук четкий, быстрый бас, с небольшой воздушностью. Пустая торчащая середина. Ровный верх, в меру детальный, в меру резкий.
  • чуть рыхлый бас, с нажимом и глубиной, но при этом не сильной.
  • глубокий быстрый бас, мощный и забористый. Теплая середина, с хорошей, утонченной детальностью. Детальный верх, с акцентом на начале звука тарелочек.

К чему это я? Моё мнение. Можно описать любой усилитель или акустику, как она звучит, не использую «этих» терминов? Думаю — будет сложновато. Это как некий язык меломанов. Все его знают (подразумевается именно так). И выделять Denon, Yamaha или Onkio — разумеется, можно. И описание будет интересно читать. И всё же, это эмоции, которые получает человек слушая ту или иную акустику, усилитель. Мнения могут различаться или совпадать частично. Но утверждать, что усилители Denon и Yamaha — плохо звучат — в корне не верно.

Каждый усилитель, как и акустика, как и любой проигрыватель винила, дисков, ЦАП — имеют свои «некоторые особенности», по которым можно отличать звучание того или иного компонента. Но что бы это можно было делать — нужен огромный опыт в прослушивании, как минимум. И не один-два раза послушать разные комплекты, а годами. Но далеко не у всех будет эта возможность Это связано с восприятием, слуховыми особенностями, мозговой активностью и прочими человеческими факторами. Потом, помещение, провода, погода, состояние здоровья… Очень много всего, что бы можно было просто сказать — «я слышу разницу и могу описать разный звук».

Купил Denon — слушаешь его у себя дома — всё нравится! Понес его к товарищу, на другой сборке — усилитель перестал удовлетворять тебя. Что менять? Усилитель? А акустику и провода — такие же, как у товарища покупать? А смысл тогда в разнообразии техники? Это процесс можно повторять очень долго, но найти для себя — «звук который тебе нравится» не удастся в ближайшее время. Вариантом много. Становиться «искателем»? И тратить время на поиски — вот смысл жизни?

Моё мнение. Прежде чем купить — изучи вопрос, послушай, по возможности в похожем сетапе и потом уже покупай. И радуйся! Слушай музыку, а не сетап! Это короткий вывод..

Слушать винил — это круто!

В начале статьи я обсуждал возможность использования ламповых усилителей при прослушивании винила. Теперь конкретно про сам винил. На сколько круто — слушать винил?

Да, есть сейчас такое высказывание, что винил — это круто! В настоящее время слушать музыку можно где, когда и как угодно: портативный плеер и наушники, полочные колоночки и небольшой музыкальный центр, полноразмерный усилитель и большая напольная акустика, виниловые пластинки, СД, цифровые проигрыватели, стриминг. Может что еще забыл? Ах да — бобины на больших скоростях! Но всё же, многие, по-прежнему, предпочитают всему — проигрыватели виниловых пластинок.

Звук винила — самый качественный и правильный!

А по мне, так это сложившийся, не так давно — стереотип от больших любителей винила, а так же от некоторых аудиофилов. Слышали такое — «только винил даёт уникальный «тёплый звук»! И только ради этого его «вознесли»? Ну нет, не совсем только ради этого.

Много рассуждать не буду — не слушаю винил, но есть несколько знакомых, которые слушают и его, покупают пластинки. Бывал я в гостях, слушал, не особо впечатлил меня звук от проигрывания винила. Своеобразный звук, для меня не привычный, потому и не получил ожидаемых впечатлений.

И головки на «вертушках», как уверяли владельцы, — «не самые дешевые». Но ни в одном из прослушиваний, сравнений с сетапом из СД-плеера, цифры и транзисторного усилителя, я не услышал «того самого — лампового звука», о котором они рассказывали и уверяли. И проигрыватели достойные, хоть и не новые. И усилители просто отличные, и даже ламповые у некоторых… Фонокорректоры — на выбор, и готовые покупные и самодельные с трансформаторами на выходе, и встроенные в усилитель (транзисторные), и ламповые корректоры.

Да, звук особенный. Но я не стал бы утверждать и убеждать, что он «правильный, аналоговый». Он просто другой. И эти прослушивания не убедили меня, что винил — лучше других носителей.

Меня впечатляет сам процесс прослушивания. Подготовка, вращение красивого цветного пластмассового диска. Да, и звук действительно особенный, но не то, о чем многие говорят. Совсем не то! И еще, я так и не понимаю — что в звуке винила такого? Почему его так хвалят? Из-за чего, на приобретение хорошего сетапа можно потратить значительные средства.

Были пластинки у моего отца, проигрыватели в разное время (Вега 108 Стерео, Мелодия 105, Россия, Аккорд). Сами понимаете — советская техника, пластинки «Мелодия»… Позже, появился проигрыватель совсем простой и у меня (у 10 летнего), отец у кого-то выкупил неисправный, починил, на котором я слушал музыкальные сказки, аудиокниги и слушал другие пластинки, которые отец отдавал мне из своих запасов. Помню, стоили пластинки тогда не так и дешево. Отец рассказывал, как он их покупал, где.. Но тогда это было не моё. Мне нравилось бобины слушать на «Юпитере-202», а чуть позже — кассеты, на «Электронике-311». Винил — не впечатлил тогда, и сейчас я не вижу там того, о чем рассказывают некоторые.

Сейчас проигрыватель, сам «стол», может быть и очень простым, и очень сложным в исполнении прибором. И стоимость складывается — от 10тыр и до пары миллионов, а может и больше. Это может быть настоящим произведением искусства, но к прослушиванию музыки не иметь отношения… Да, так чаще всего и бывает. Стоит крутая, дорогая установка и раз в год на ней включают пару пластинок послушать.

Есть конечно любители самих пластинок, их содержимого. Это настоящие меломаны. К примеру, один альбом может стоять на полочке в 20 или 30 экземплярах пластинок, как это обстоит у коллекционера под ником PLIHAN, на Дзен-канале (но на его канале вы всего этого не увидите). Это будут все издания, со всех стран, которые только имели возможность и право официально издательства этого альбома. Это уже как музейный экспонат. Представьте — 20 пластинок одного альбома, которые могут отличаться обложкой, содержанием (наличием или отсутствием) треков, последовательностью.

Но всё это, как-то не подвигает мысли к тому, что бы сказать — «винил слушать — это круто!» Много сейчас говорят о ренессансе винила (это заметно по продажам новодельных пластинок), о значительном понижении возраста слушателей винила, о повышении спроса. Немного разовью тему, скажу про молодых любителей винила. На дзене и на ютубе можно поискать, и удивитесь — как много молодых людей коллекционируют и просто слушают виниловые пластинки!!

Но думается мне, что это дань моде и хорошо организованный маркетинг, что бы зарабатывать денег. Впрочем, и СД наверно, так же — можно приписать сюда — спрос есть и не очень то он падает.

Про аудио кассеты такого сказать нельзя. Производство кассет — дорого, сложно и не практично с точки зрения бизнеса. Сомневаюсь, что где то в Америке, Японии или в Европе начнут запускать производство кассетных магнитофонов ради того, что бы начать зарабатывать.

На этом я закончу. Но есть еще идеи порассуждать по поводу «стоимости аппаратуры» и «бренда». Про эти сложившиеся стереотипы, мои мысли про то, расскажу в другой раз. Так что, это СНОВА — НЕ КОНЕЦ!

Хотелось бы узнать ваше мнение о прочитанном. А продолжение будет достаточно скоро.


Вы хотите выразить своё мнение, или есть желание стать автором статей на нашем сайте? Будем рады! Не забываем про Авторские права.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем признательны! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Возможно, некоторые фото или тексты, для данной статьи, взяты из открытых источников интернета, для примера и ознакомления. Если не указано иное, то не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права — сообщите об этом в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: