Как правильно установить студийные мониторы?

Студийные мониторы - как правильно установить? Акустика

«Как правильно установить студийные мониторы?» — этот вопрос является актуальным с тех времен, как в студиях звукозаписи стали сводить звук профессионально. Что бы звуковая картинка складывалась так как задумал звукорежиссер, акустика должна располагаться особым образом. Эта акустика называется — «студийные мониторы».

Неправильное расположение акустики — некачественный результат при сведении звука. Эта тема касается и профессионалов и любителей-звукорежиссеров, которые оборудуют у себя дома подобную студию, в которой из оборудования — хороший компьютер, звуковая карта и акустика с усилителем, ну может ещё драм-машина имеется.

Так как же правильно установить студийные мониторы, а в случае с домашней студией — полочные колонки? Начнем по порядку. Надеюсь, в конце будет понятно, как это важно — правильное расположение колонок.

Как неправильно устанавливать студийные мониторы?

Если мониторы были установлены как удобно, или просто — как получилось, то весь смысл в этом сведении, звуковом контроле — сводится к нулю, даже если акустика стоит дорогая. На картинке ниже — пара примеров, которые показывают — как неправильно устанавливать мониторы.

установка студийных мониторов

Первый вариант — простой «бытовой случай» расположения акустики. В большинстве случаев, именно так и установлены колонки (мониторы) в «домашних студиях». Ну может чуть аккуратнее, на столе, или на полочках, что над дисплеем компьютера.

А второй вариант интереснее. Вроде, как и серьезное оборудование для создания музыки, и мониторы хорошие, и стоят они на своих подставочках. Но и в первом и втором случае — безтолковое расположение всей аппаратуры!

Сами подумайте, какая звуковая картинка может сложиться, стерео-образ, когда мониторы стоят так близко друг к другу и не далеко от самого звукорежиссера? Какая там будет стерео-база? Да ни какой! Весь звук будет «скомкан» посередине, вокруг монитора. Все инструменты и солисты будут «толпиться» вокруг середины экрана, а слева и справа будет казаться, что стоишь в открытом поле и там нет ни каких звуков.

Рассуждения про установку мониторов.

Теперь конкретно про расстановку студийных мониторов. Этот вопрос мало кого заботит. Многие считают, что дорогие мониторы или колонки будут отрабатывать своё в любом случае, главное, что бы уши были на месте, а в детстве на них медведь не присаживался.

Но любые косяки при прослушивании сведенной записи на другой акустической системе, например у друга в комнате для прослушивания, станут заметны. Тогда режиссер будет винить некачественный семпл, или старую звуковую карту, или хорошие мониторы вдруг стали уже не устраивать его потребностям.

Всегда надо помнить, что расположение мониторов оказывает гораздо большее влияние на получаемый из них звук, чем сами мониторы.

Какие студийные мониторы нужно покупать?

Тут много параметров нужно учитывать. Но цена — это далеко не первый показатель.

Прежде чем покупать колонки для этих целей, нужно прежде подумать о размере. Но не о размере акустики, а о размерах помещения, где они будут устанавливаться. И уже от этого показателя выбирать размерность самих мониторов.

Другой, немаловажный момент, связан с размерностью динамиков мониторов. Вероятно, что 4 дюймовые динамики (чуть больше 10 сантиметров в диаметре) — это критический размер для имеющейся комнаты в 5 квадратных метра.

Будет ли использоваться сабвуфер при работе с мониторами? Но в основном, все звукорежиссеры не признают использование сабов при сведении. Но почему? Как помешает сабвуфер качественному звуку от мониторов, дорогих или не очень, или даже от колонок через усилитель?

Представьте, у вас стол шириной 1 метр и вы хотите на него поставить колонки и использовать их как мониторы. Как думаете, какие студийные мониторы в таком случае подойдут — 6 или 7 дюймов? Тут вообще не правильно поставлен вопрос и ответ будет, для многих, совершенно неожиданный — никакие мониторы не подойдут!

Какие «дюймы» использовать в имеющихся «метрах»?

Есть определённые параметры, полученные опытом многих людей и исследованиями, которые нужно запомнить и всегда иметь их ввиду. В зависимости от площади помещения выбираются мониторы с соответствующими размерами динамиков.

Если помещение имеет площадь менее 10 м2 , то использовать мониторы с 3-4 дюймовыми динамиками будет достаточно.
В комнате от 10 до 15 м2 можно использовать мониторы с 5 дюймовыми динамиками.
Мониторы с динамиками 6-7 дюймов можно использовать в помещениях от 15 до 20 м2.
А в помещении, имеющим площадь более 20 м2, можно устанавливать мониторы с диаметром динамиков — 8 и более дюймов.

В таблице приведены определённые данные и это не панацея! Эти параметры получены опытным путем и имеют рекомендательный характер. Но они слегка уменьшат проблемы с выбором используемых «дюймов» в имеющихся «квадратных метрах».

Почему это не панацея и параметры примерные? Потому как помещения будут разные и потому мониторы могут быть использованы и не по таблице. Не выпускается мониторов оптимальных для любых помещений.

Использование сабвуфера со студийными мониторами

сабвуфер и мониторы

Опытным путем многих любителей качественного звука, «домашних звукорежиссеров», было выявлено то, что использовать сабвуфер в комплексе с мониторами появляется необходимость только в помещениях с площадью более 30 квадратных метров.

В комнатах с меньшей площадью, использование сабвуфер является пустой тратой денег. Значительно качественного и хорошего баса это конечно, придаст. Но на общую звуковую картинку при сведении, монтаже звукового трека, это не сильно повлияет. Вполне будет достаточно и хороших мониторов, с чувствительными динамиками нужного диаметра.

Вообще, использовать сабвуферы для «бытового» использования в студийных целях — не правильный подход к «исправлению» НЧ полосы. Почему? Практически все «домашние» сабы, которые предназначены для озвучки в комплекте 2.1 или 5.1, имеют возможность регулировки НЧ срезов в самом усилителе, но не имеют встроенного кроссовера.

И само подключение этого сабвуфера к мониторам — как, каким образом? Сделать смеситель на резисторах с левого и правого канала и свести их в сабе? Но это в корне не верные мысли! Так могут делать только начинающие меломаны, за не имением средств и возможностей использовать нужные усилители и подходящую акустику.

Советы по использованию сабвуфера с мониторами

Саб усиливает низкочастотный спектр, он только для этого и предназначен. Если студийные мониторы не правильно настроены, то работа саба может оказаться дополнительным источником проблем. И какой из компонентов вносит эту «проблему» (резонансы помещения, сами мониторы или наш сабвуфер) — будет не просто выяснить. Потому, включать это устройство нужно будет только тогда, когда мониторы установлены правильно и всё настроено на максимальное качество звуковой картинки. Только при нехватке «низов» можно пробовать использовать саб, но это может быть крайне редкий случай.

Сабвуфер не должен мешать мониторам воспроизводить свой низкочастотный спектр и не должен усиливать какие-либо частоты. Разместить саб можно практически в любом месте комнаты. Обычно его ставят на полу под столом или около него, на одной линии с мониторами. Но это не столь важно, так как низкие частоты распространяются во все стороны одновременно. А наш слух не может определить направление исходящих низкочастотных сигналов.

Как расставить «правильные» студийные мониторы?

Существует много способов и спорных «правил» по расстановке студийных мониторов. Но рассмотрим только два, основных правила расстановки мониторов. Это очень простые и безспорно — «золотые» правила.

Первое правило

Установка мониторов должна быть такой, что бы между мониторами и головой слушателя были примерно одинаковые расстояния. Иначе сказать — равносторонний или равнобедренный треугольник.

Равносторонний треугольник

Это наиболее распространенная расстановка студийных мониторов. Мониторы расположены на двух вершинах, обращенных к слушателю лучами, встречающимися в фокусе прямо за головой слушателя. Это оптимальное расположение, при котором «стереобаза» будет иметь максимально правильное отображение.

равносторонний треугольник

Тут ещё важно помнить, чтобы динамики студийных мониторов были направлены к слушателю. Параллельно установленные колонки создают очень размытое «звуковое изображение» с неопределенным центром.

Установив таким образом мониторы, попробуйте послушать знакомую музыку, перемещая голову назад и вперед по «центральной оси». Перемещение головы назад сузит «стереоизображение», иначе — звуковая картинка будет «скомкана» перед вашим лицом.

А переместив голову вперед «по оси», произойдет искажение «стерео», «центр» будет размыт. Обычно есть только одна точка, где стереоизображение окажется оптимальным. Чтобы найти наилучшее положение для прослушивания нужно будет немного поэкспериментировать.

Вы заметите, что критичными будут и 20, и даже 10 сантиметров, двигаясь назад и вперед перед мониторами. Мелочь? Да, но это «мелочь» будет давать или полную «кашу» или хорошую «стереобазу».

Равнобедренный треугольник.

Понятнее про эту «зону» рассказывает схема, разработанная Институтом радиовещательного приема и акустики имени А. С. Попова «ИРПА» СССР, еще в 70-е годы прошлого века.

Схема правильного расположения акустики и зоны стерео-эффекта

На ней показано правильное расположение акустики и зоны стерео-эффекта.

Зона 1 соответствует наилучшему эффекту, зона 2 — удовлетворительному. В точке М — наблюдается наилучшая прорисовка сцены и музыкальных образов.

Если расставить акустику шире, то не получится стерео-эффекта, а будет просто разный звук из каждой колонки с провалом между ними.

Но эта схема не учитывает форму самого помещения, и так же, расположение акустики в нем. В случае наличия с одной из сторон, например проема окна — звуковая сцена будет смещаться в сторону и это надо учитывать при расстановке акустики.

Второе правило

Направляем студийные мониторы прямо на свою голову. Иначе, центральная ось акустики должна быть направлена строго на голову слушателя. Бывают исключения, но это очень редко, когда производитель задумал «именно так» и направлять строго по оси не нужно. Об этом в паспорте на мониторы должно быть указано — куда и на сколько поворачивать колонки относительно головы слушателя.

Почему именно так нужно направлять акустику? Объяснение не сложное. Всё от специфики распространения звуковых волн в пространстве. Низкие частоты и высокие — распространяются по разному.

Высокие частоты имеют сфокусированную направленность. Они меньше рассеиваются по ходу своего движения к цели. Высокочастотный спектр можно представить в виде некоего луча, который бьёт строго в ту сторону, куда направлен твитер.

Низкие частоты ведут себя наоборот. Они распространяются без какой либо направленности. Вспомните про правила установки сабвуфера. Низкочастотный спектр «разливается» по всему доступному пространству.

твитер должен находится на одном уровне с ухом слушателя

Один нюанс — твитер должен находится на одном уровне с ухом слушателя. Только так можно получить реальную громкость ВЧ диапазона и только так можно услышать всё, что способен «выдать» твитер, и получить максимальную отдачу. Всё станет понятно, когда сами попробуете поэкспериментировать с направлением «луча твитера».

Закончим с основными, начальными правилами расстановки студийных мониторов. Переходим к более сложным.

Резонанс помещения.

Какие бы настройки на темброблоке или эквалайзере мы не делали, от резонанса помещения избавиться или значительно уменьшить влияние на звук — очень не просто. Даже меняя имеющиеся студийные мониторы на другие — резонанс помещения будет сложно «победить».

Чтобы этих проблем избежать, а лучше их не иметь изначально, нужно знать на что обращать внимание при установке мониторов и какими методами бороться с возникающими трудностями.

Так в чем причина появления резонанса помещения?

Самая первая возможная проблема — это когда размеры помещения такие, что длина одной из стен имеет ту же длину, что и звуковая волна, или же будут кратны половине длины волны.

В этом случае, звуковые волны просто «застревают» между стен и тем самым образуются «стоячие волны». Искажается общая звуковая «картина».

Очень подвержены появлению резонанса помещения, в которых все стены имеют одинаковую длину — в квадратных комнатах. В этом случае «стоячих волн»  становится в два раза больше. И «победить» их будет очень не просто! Но всё же можно, если постараться.

Про стоячие волны поговорим в другой раз. Подпишись и узнай о времени выхода новой статьи — первым!

Шаги по установке студийных мониторов

1. По возможности, мониторы следует размещать вдоль длинной стены помещения.

Почему именно так? Представим, что поставили акустику в комнате вдоль трех метровой стены.

Мониторы имеют ширину по 30 сантиметров. Разведем акустику на метр друг от друга (какая то «стереобаза» должна быть) и останется еще примерно по 0,7 метра от каждой стены до монитора. Почему от боковых стен на таком большом расстоянии? Что бы хоть как-то минимизировать влияние боковых отражений.

И если вдруг «стоячая волна» всё же будет поймана, то мы можем попробовать от неё избавиться — отодвигая мониторы от стен, развести их ещё больше друг от друга. Но эти движения на 15-20 сантиметров могут ничего и не дать. А на большее у нас просто нет места!

Потому, планируем вариант другой и размещаем студийные мониторы вдоль длинной стены. В этом варианте влияние волн на акустику помещения может быть значительно меньше и АЧХ самого помещения может остаться в пределах нормы и быть более равномерной.

2. Следующий шаг — проводим измерения.

Первое измерение. Нам нужно узнать расстояния между двумя мониторами, уровнем пола и потолком. Эти показатели должны быть разными! Чуть иначе сказать — горизонтальная средняя линия мониторов должна быть чуть выше или чуть ниже середины расстояния от пола до потолка.

И второе измерение. Измерим расстояние между мониторами и боковыми стенами. Эти расстояния не должны быть равными, и так же, не должны быть кратными расстояниям между полом и потолком. Но от левой колонки до левой стены и от правой колонки до правой стены — должны быть одинаковые расстояния. Иначе — рабочее место звукорежиссера должно быть по середине двух боковых стен от него.

Это чисто физика, свойства распространения звука. И тут ни чего не поделать — надо учесть это.

3. Следующий шаг. Это простое напоминание.

Если акустика имеет фазоинверторы сзади, то колонки нужно отодвинуть от стены как можно дальше. Идеально, если акустика будет стоять от стены на расстоянии сантиметров 30-50 — это уже удовлетворительно. Но проблема «наложения» отраженной от стены низкочастотной волны и прямого НЧ сигнала от диффузора динамика — не решится. От «каши» с НЧ тут сложно будет бороться.

Мониторы конечно, можно вмонтировать прямо в стену задней частью, закрыв выходы фазоинверторов, но тогда нарушается работа фазоинвертора. Ведь тогда ему некуда будет «играть» и он будет давить на сам динамик, который не рассчитан на такую работу. Будет звучать «нечто!».

Тут выход один — покупать акустику с выходом фазоинвертора на лицевую сторону. Тогда нет и  указанной проблемы. Этот вариант получается единственно приемлемый. Но можно использовать акустику закрытого типа, но она не всем нравится по звуку.

Акустическая подготовка помещения

Звуковые диффузоры на стене

Стоит разместить акустические панели и «басовые ловушки» за мониторами. Это снизит большую часть проблем с отражением басов от задней стены. Так же, ищем начальные точки отражения и в этих местах устанавливаем панели и ловушки. Таких мест всего четыре. Где они?

Всё просто. Представим, что у нас есть помощник и он держит в руках зеркало, которое двигает на уровне вашей головы вдоль стен. Сидя в том месте, где будут прослушиваться мониторы, нужно найти отражение монитора в этом зеркале. Одна точка будет слева от вас и акустики, вторая справа (на правой стене), и две точки получаются на потолке. Туда и нужно разместить звукопоглощающие панели.

Следующий шаг — задняя стенка, что находится за спиной. На неё «льется» практически весь звуковой поток. Там и есть значительная вероятность образования стоячих волн, чем где то ещё в помещении. Тут можно разместить и панели и ловушки по углам, которые будут гасить звуковой поток. Но можно этот поток попробовать рассеять, использовав диффузоры.

Внешне это могут быть разные многоуровневые структуры, состоящие из разных мелких фигур, как например на картинках ниже. Они, кстати, могут очень даже украсить само помещение. Конечно, «украшение» специфичное, но если подойти к эту вопросу серьезнее, то можно сделать интересный дизайн, в который логично впишутся и эти «деревяшки», или «кусочки поролона».

Звуковые диффузоры Звуковые диффузоры Звуковые диффузоры Звуковые диффузоры

Это могут быть разного рода перфорированные панели, решетки из совершенно разных звукопоглощающих материалов. Но всё это стоит не малых денег. Потому многие обходятся и ковром на стене, или размещают поролоновые пирамидки. Всё же лучше чем ничего!

Подставки под акустику

В любом из случаев размещения акустики в помещении, колонки нужно ставить на какую либо поверхность, положив под неё какой-либо звукопоглощающий материал, даже плотный поролон подойдет (из упаковки той же акустики). Многие используют специальные подставки, а в основном, используются штатные прорезиненные ножки.

монитор на подставке

Не стоит врезать так называемые «шипы», этот вариант не совсем подходит для использования мониторов и полочной акустики. Больше «шипы» подходят для больших, массивных напольных акустических систем в комплекте с монолитной плитой из мрамора или простого крепкого бетона.

Идеальной установкой можно будет считать тот случай, при котором можно получать некоторый наклон акустики вперёд. Это может быть профессиональная стойка под мониторы или самодельная подставка с наклонной плоскостью. Наклон может и не понадобиться, но от такой универсальности хуже не будет. Ведь за рабочим столом перед мониторами может оказаться и человек другого роста и он сможет без труда отрегулировать акустику под себя.

Но студийные мониторы проще расположить на подставках ровно на уровне головы и тогда может не потребоваться и вариант с наклонными стойками. Стоимость таких подставок может оказаться совершенно «не по кошельку», тогда нужно подумать о более бюджетном варианте — установка мониторов на поверхность стола или самодельные подставки, которые могут быть изготовлены и из метала и из дерева. Тут уже не до красоты. Но всё в ваших руках! Это может быть не так сложно, как кажется.

Если помещение маленькое, акустика установлена на стол, мебель тоже небольшая (столешница), то устанавливать мониторы на стойки — не всегда получается. А вот если помещение более 20 кв.метров, то стойки просто необходимы. Они дадут больше возможностей для правильной установки акустики при проведении «военных действий» со стоячими волнами.

Как получить максимально качественный звук? Аудиокарта — решение проблем.

Не буду углубляться в системные характеристики ноутбуков и компьютеров, а основным источником для многих, являются именно эти носители, но затронуть нужно и этот момент.

Практически все ноуты, а так же собираемые самостоятельно настольные ПК, не имеют на борту нужно меломанам качественного оборудования. Особенно, когда планируется использовать  дорогие мониторы, то тут «штатными звуковухами» ни как не обойтись. Здесь нужен такой же профессиональный подход. Купили дорогие мониторы или хорошие «полочники» и хотите получить соответствующий звук — обеспечьте их качественным звуком ещё до подхода к ним.

Если у вас, в качестве источника звука используется компьютер, а у него нет хорошей звуковой платы, имеющей цифровые выходы, коаксиальные, миди-интерфейсы и AES/EBU и подобные, то нужно приобрести соответствующую или внешнюю аудиокарту. Какую — решать вам, выбор огромен. Так же, желаемые потребности от этой карты очень разные.

Но если нет вообще ни чего, кроме, ноутбука, даже нового, то задумываться о покупке студийных мониторов вообще нет смысла. Они далеко не дешёвые. А если их подключать к встроенной карте компьютера, то желаемого эффекта от них вы точно не получите.

Шипят студийные мониторы! Почему и что делать?

И ещё, частая проблема — частые вопросы. Шумят студийные мониторы. Как так? Почему шумят?

Если мониторы имеют «хороший» размер диффузора, а вы водрузили колонки на стол перед собой в нескольких десятков сантиметрах от себя, направили их на себя, то наверняка столкнётесь с проблемой «шипения» ВЧ головок.

И это наверняка не является неисправностью акустики. Моментов может быть много. По порядку, но коротко.

1. Шум, а это в основном «белый шум», может создаваться самим усилителем. Высохшие конденсаторы внесут посильные проблемы и создадут некий генератор «белого шума». От динамиков будет слышно значительное шипение, но только на высоких частотах. Но становится возможно, если усилитель просто требует профилактики. Или он выполнен из дешевых и не качественных комплектующих.

2. Помехи могут создаваться блоком питания самих аудио мониторов. Импульсные блоки питания это могут! Но в дорогих и очень дорогих моделях в принципе не должно быть такого эффекта. Там впаиваются качественные дросселя на ферритовых кольцах. Вам наверно приходилось видеть в блоках питания в настольном компьютере! Их там бывает много, а в дешевых блоках их мало и они «хиленькие». Вот одна из причин.

3. Радиочастотный фон вокруг нас может так же вносить свой вклад в создание шипящих динамиков. Без признаков прямого воздействия, усилитель в мониторах подвергается электромагнитной агрессии и от своего блока питания (хоть от трансформатора, хоть от импульсника), и от вашего сотового телефона (слышали ли вы странные звуки в компьютерных колонках, когда звонит сотовый?), и от светодиодных светильников исходит широченный спектр радиоволн, которые могут даже «гасить» какие либо волны в радиоприемнике.

4. Радиочастотные наводки идут и от самого компьютера по всем возможным проводам. И по USB и по сетевым (проводам питания). Тут сложнее бороться, так как схемотехника мониторов у всех разная и комплектующие разные. Кто-то заземляет «внутреннюю землю» в акустике на заземляющий по сетевому проводу, но у многих в квартирах просто нет «земли» и это не работает. Некоторые заземляются на входы и выходы по звуковым проводам. Это тоже не всегда работает правильно. Вообще — это достаточно сложно и индивидуально.

5. Мониторы не предназначены для прослушивания с 50 сантиметров!! Даже с одного метра! Но и этого мало. Любые колонки или мониторы устанавливать надо так, что бы расстояние от ушей до динамиков было минимум 1,2 — 1,5 метров. При любом размере динамика! Это шипение не опасно для слуха, оно просто вносит значительную сумятицу в звуковую картину и мешает слушать чистый звук.

Так что, не стоит ругаться на «некачественные мониторы» или «дешевые подделки наших китайских товарищей»! Давайте не будем колонки втыкать в уши, для этого есть наушники. А колонки рассчитаны на другое.

Вывод: Как правильно сказано — «Не шипит только то, что не подключено в розетку!»

Вопрос из «зала» про студийные мониторы

«Купил мониторы почти за 1 тысячу зеленых, а они играют хуже, чем мои ЖэБэЛэ (JBL). Почему? За такую цену они должны играть в несколько раз красивее чем мои старые, а тут наоборот.»

То что «старые» колонки играют лучше — субъективное мнение слушателя, который привык к своим колонкам, которые слушаются через компьютер, вероятно, через какие то встроенные фильтра или эквалайзеры. Потому и звучат они «красиво», насыщенно. А мониторы воспроизводят чисто то, что на них подают, не приукрашивая ни чуть и не убавляя. Они для того и разрабатываются, что бы играть не на дискотеках, а именно работать со звукорежиссером, с его чутким слухом.

К тому же, расположение акустики относительно слушателя… «Зашумленость» помещения… Много еще чего, что нам не известно из вопроса. Потому обсуждать — как гадать на водяной мельнице.

Именно так и должны звучать мониторы — правильно и достоверно. В этом их и предназначение. Именно к такому качества звука и должно идти при сведении своих треков, ну или просто для профессионального прослушивания музыки.


Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями — напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.


Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Возможно, некоторые фото для данной статьи взяты из открытых источников интернета, для примера, не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права — сообщите об этом в комментариях.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: