Технические решения при акустической подготовке помещения.

Доработка

Хочу порассуждать. «Плохая акустика помещения» — приговор ли это? Можно ли с помощью электронного оборудования исправить эту проблему? Иначе сказать — можно ли использовать технические устройства для улучшения звучания акустики в «акустически плохом» помещении?

Можно ли создать в квартире с типовой планировкой акустическую обстановку приличного концертного зала или хотя бы его подобие, и при этом не разориться? Можно попробовать!

Вроде как закончили разбирать вопросы по акустической доработке помещения. Первая частьВторая частьТретья часть. Всё обсудили и каждый наверняка вынес для себя что-то полезное. Но тут такое дело, что кроме улучшения акустических свойств самого помещения путем реконструкции, специального ремонта или просто доработки помещения, можно попробовать улучшить акустику комнаты иным путем.

Сегодня, в век развитых технологий и совершенства радиоэлектроники, вполне возможна цифровая коррекция звука (Digital Room Correction (DRC)).

Всем доброго дня, вечера. Об этом сегодня и порассуждаем.

Цифровая коррекция звука. Пролог.

Наши дома, квартиры и обстановка в них постоянно меняются, медленно, планомерно или совершенно стихийно. В соседних комнатах — живут наши родные. Музыку мы слушаем не каждый день. Но в очередной раз, когда сядем слушать наши любимые треки, проблемы с «плохой акустикой помещения» могут нас беспокоить. Особенно, когда акустика создает «лишние» призвуки, то есть, появляются проблемы с резонансной составляющей.

Слушая любимые записи, будь то симфоджаз или рок, диско или техно, мы по любому столкнемся с проблемой «акустически вредных» вещей.

Это будет явно понятно, когда будем слушать записи, например Def Leppard, в сопровождении позвякивающих бокалов и чашек, которые будут стоять в наших полках и шкафах с застекленными дверцами. Или соседи через стену не будут слышать музыки, но отчетливо будут «получать по голове» от резонанса на низких частотах, а это долго терпеть никто не будет.

Кто-то займется исправлением акустических резонансов переставляя сабвуфер, пытаясь найти идеальное место, где он не будет гудеть. И такого места в помещении — «идеального положения», к сожалению, может и не найтись. Кто-то задумается о смене акустики. А кто-то решится на доработку помещения.

«Плохая акустика помещения?». Как исправить?

Нет желания повесить на стену акустическую панель, что бы не нарушить общий дизайн помещения (об этом здесь)? Поставить по углам звуковые ловушки (подробнее)? А поставить в комнату больше мебели — не получается? Можно попробовать решить проблему с «плохой акустикой помещения» другим путем — приобрести акустический корректор.

Работаем с «акустическим корректором»

Это специальное устройство, которое ставится между усилителем и источником сигнала — компьютером, сетевым проигрывателем, СD-проигрывателем.

Акустический корректор почти всегда имеет вид специализированного устройства (гораздо меньшего размера, чем привычный усилитель).

К нему, в обязательном порядке, подключается микрофон, который нужно будет установить в точке прослушивания. Это нужно, что бы устройство «слышало» — как и какой звук доходит до слушателя. Тогда этот корректор сможет понять, что нужно откорректировать.

Про измерительный микрофон

Кстати, микрофон нужен специальный — измерительный. Самые высокие электроакустические параметры имеют конденсаторные микрофоны. Частотная характеристика конденсаторного микрофона отличается своей равномерностью.

Простой микрофон, который используют для караоке — не подходит для этой цели. У измерительного микрофона характеристики более «продвинутые». Ведь он рассчитан на рабочий диапазон частот от 30 до 40 000 герц. А мы хотим измерить весь спектр, который может выдавать наша акустика.

Измерения «акустическим корректором»

Не будем делать рекламу производителю, но в данный момент это одна из самых распространенных моделей «акустического корректора» на рынке. И много информации о его возможностях и работе. Попробую коротко, но что бы стало понятно, что происходит и каков может быть результат. Называется он — DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core.

После включения прибора в режим «Измерения», он будет генерировать разные частоты разной амплитуды. Тем самым пытаясь вызвать резонирующие моменты помещения и зафиксировать их. Колонки будут издавать разные звуки — то гул, то писк. По времени, измерения могут быть, в среднем от 5 до 15 минут, это может зависеть от режима корректировки (измерений).

По окончании тестирования прибор на своем маленьком экране показывает проблемные резонансные пики, которые были найдены и выровнены.  На экранчике, вполне наглядно отображается и «Меню» настроек прибора и графики АЧХ — до замеров и после.

В итоге проведенных манипуляций может пропасть низкочастотный гул, бас становится «упругим» и «не размазанным». Звучание становится максимально приближенным к неискаженному помещением. Так же, может поправиться и «середина», которая раньше звучала как через мегафон-рупор.

Плюсы акустического корректора

Прибор можно использовать как достаточно мощный ЦАП, при прослушивании цифровых записей. Но основная его задача — корректировка снятых амплитудно частотных характеристик помещения. В комплекте идет прецизионный микрофон, который снимает акустические параметры комнаты.

Аппарат наделен цифровыми и аналоговыми (в том числе и балансными) входами-выходами, тем самым, он может работать как в цифровом, так и в полностью аналоговом тракте. Аппарат может работать с цифровым сигналом без его конвертации, то есть передавать его на внешний ЦАП.

Имеются свои секреты — фирменные алгоритмы снятия АЧХ помещения и внесения компенсационных поправок в исходный аудиосигнал. Все вычисления выполняются мощным двухъядерным процессором.

Немного характеристик

  • ЦАП: 24 бита / 192 кГц
  • Частота передискретизации: 6144 кГц
  • Частотные режим корректировки: 16 — 200 Гц / 16 — 500 Гц / 20 — 20000 Гц

Как USB-ЦАП этот приборчик дает детальный и сбалансированный звук. Как АЧХ-корректор, для чего его в основном и используют, он эффективно устраняет «гудения» помещения на определенных частотах. Но всё это сработает, если использовать прибор со «знанием дела», ведь возможности тонкой настройки позволяют это сделать.

Стоимость DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core

Если у вас проблемы с «лишними звуками» в помещении, а  сама акустическая система имеет стоимость в пределах 200 «зеленых президентов», то цена такого прибора вас огорчит. Стоимость  далеко перепрыгнула цену вашей музыкальной системы вместе взятой, ну или практически сравнялась с ней. Но по порядку.

Первый вариант.

Он же и самый дешевый вариант корректора. Это устройство стоит примерно 30 000 рублей (на момент написания статьи это  примерно 375 $).  Купить такой прибор можно и чуть дешевле, но и характеристики и возможности у него будут иные.

Его использовать можно будет только для настройки и прослушивания двух сабвуферов одновременно. Диапазон частот у «не дорогого» корректора будет — от 5 до 160 Гц. Это идеальный вариант, для «борьбы» с низкочастотными резонансами.

Есть чуть дороже, но от тоже, только для настройки и корректировки сабвуферов -Anti-Mode 8033S-II. Он стоит примерно 35 000 рублей (413$).

Второй вариант.

Этот корректор — как раз наш вариант. Он и достаточно не дорогой и имеет нужные нам диапазоны частот. Они разбиты на три группы:- 16 — 200 Гц / 16 — 500 Гц / 20 — 20000 Гц. О нем чуть упоминали выше. Стоимость такого устройства — примерно 73 000 рублей (912$).

Третий вариант.

Корректор Anti-Mode X4. Есть и такой, но его можно отнести к оборудованию для профессионального использования — это образно говоря. Просто у этого, достаточно дорогого прибора, и вид, возможности и характеристики говорят сами за себя. Он точно не пригодится (будет практически безполезен) для акустического оборудования, которое стоит не более 75 000 рублей за музыкальную систему целиком.

К примеру, себе, такой прибор точно не смог бы позволить, да он мне и не пригодился бы из-за используемой аппаратуры не высокого класса. Моя «плохая акустика помещения» и аппаратура, конечно нуждаются в проверке и корректировке «правильности» звучания, но до такой «степени безумства» я не готов дойти.

Корректор DSPeaker Anti-Mode X4 поможет точно откалибровать комплект хорошей стерео-акустики, вплоть до 2.2-х канальной конфигурации (с двумя сабвуферами). Позволит получить достоверное звучание, компенсирует недостатки самой комнаты, где идет прослушивание.

Устройство поможет полностью раскрыть весь потенциал любой стерео-аудиосистемы самого высокого уровня. Кроме этого, устройство способно работать как полноценный предусилитель с высокоточным регулятором громкости, а также выступать в роли внешнего ЦАПа.

Его схема содержит три высококачественных ЦАПа и три АЦП, куча разных входов и выходов и аналоговых и цифровых. Короче — навороченный аппарат. А теперь о цене — примерно 370 000 рублей (что примерно 4600$). «Кусается» — однозначно.

Решать и выбирать вам — для каких целей вам нужен подобный прибор и чего вы хотите достичь.

Применение корректоров вне дома

На проводимых выставках Hi-Fi и High End аппаратуры и техники, которые часто проходят в конференц-залах гостиниц, практически всегда используют акустические корректоры. Это как раз тот случай, когда иначе ни как нельзя получить достойный звук не имея возможности изменить конфигурацию помещения или изменить что-то в дизайне помещения.

Абсолютно «победить» все проблемы, используя корректор не всегда возможно. Но добиться значительно качественного улучшения при прослушивании, даже где «плохая акустика помещения», такой корректор очень даже способен.

Все театральные залы, студии звукозаписи и уважающие себя звукорежиссеры имеют в своем распоряжении электронные приборы для настройки, корректировки и автокалибровки звука, что бы «плохая акустика помещения» не мешала, получать желаемый звук.

Некоторые выводы

Изучив характеристики тех или иных звуковых корректоров, а мы обсудили только одну фирму, которая специализированно занимается таким оборудованием (она родом из Финляндии), можно прийти к осознанию, что  использовать корректоры — это вариант, и он достаточно качественный.

Ещё подумав — приходим к пониманию, что это всё относительно не дешево. Но и подготовить помещение «по науке», так же — не дешево. И всё равно, какой бы акустический корректор помещения не использовать, он не сможет заменить настоящую профессиональную аудио-проектировку помещения или студии.

Почему корректор — не панацея

Почему так? Но независимо от того, насколько сложной будет цифровая система DSP, она не сможет устранить все проблемы, так как коррекция будет произведена только на то место прослушивания, где был установлен микрофон.

Вполне вероятно, что коррекция одной зоны и доведение её до совершенства, её характеристик и выравнивание АЧХ, даст совершенно другой, а может даже и отрицательный эффект в других местах помещения, чем до проведения измерений. Хотя, мы используем корректор, как раз для того, что бы сделать «хороший» звук именно в этой одной зоне прослушивания.

Так же, могут возникнуть не однородные зоны по низким частотам. Вероятность появления «провалов» баса в месте прослушивания при повороте головы.

Но профессионалы, которые изучили и «пощупали» эту тему «от и до», считают, что использовать корректор «на всё катушку «можно тогда, когда «плохая акустика помещения» исправлена, хотя бы частично. То есть, помещение немного подготовлено на стадии ремонта или просто учтены некоторые требования к «хорошим звуковым помещениям».


Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями — напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.

Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: