Системы многоканального звука

Домашний кинотеатр

Продолжаем рассуждения на тему звука. Пришло время разобраться с количеством колонок! Сегодня тема следующая: Системы многоканального звука.

Всем доброго дня, вечера или ночи!

Когда мы начинаем разговоры о количестве колонок, то почему-то мы говорим о пяти. И как очень часто говорят — «колонки 5.1». Написать на эту тему захотелось по причине того, что я сам с этим, сравнительно недавно, разобрался. Пришлось убрать горы мистической шелухи и разложить все технические заумные понятия на нормальном языке, человеческом.

Начало.

О количестве колонок начинают говорить, если их больше чем одна? И действительно, до появления стерео звука не было вообще понятий о количестве колонок. Было два, три, пять динамиков в одной звуковой колонке, что бы громче звучало, и всё. Но о количестве заговорили когда появилось разделение на каналы, появилось стерео звучание. Системы многоканального звука — что-же это такое?

Стерео. 2 канала

Начнем с самой первой системы объемного звука — из двух колонок. Всем известное  понятие — СТЕРЕО. У человека 2 уха и колонок тоже 2. Вот и всё, уравнение сошлось, выключаем компьютер идём пить чай…

Действительно, больше тут особо и сказать нечего. Можно поспорить, что одни колонки предназначены для работы за звукорежиссерским пультом, другие для театральной сцены (называют — мониторы), третьи только для автомобиля, а четвертые для прослушивания СД-дисков дома. Но тут не об этом речь пойдет. Про колонки мы поговорим в другой раз.

Два уха — две колонки, всё бы ни чего, но человеческий слух — это хитрая штука. Он может локализовать не только количество источников, но и направление излучения. И вот теперь начинается целая вселенная объёмного звука. Про 2.1 и 3.0 пока говорить не будем, это из серии «лишь бы было».

Квадро. 4 канала

Система квадрозвука — это четыре колонки, расставленные по углам комнаты. Рассказать личный опыт использования не могу, в живую такую систему видел всего 1 раз. Но было время, такие системы выпускались и в СССР. К примеру были такие усилители «Феникс-002-квадро», «Юпитер-квадро». Были бобинные магнитофоны с квадросистемой звука — «Юпитер», комплектом к усилителю. Но вся технология было слишком дорогостоящая, потому быстро закончилась эра квадро. 

 

Юпитер-квадро

Лично в моём случае, а это было во времена S-30, и усилителей Радиотехника, я имел возможность видеть и слышать только «Юпитер-Квадро». Каково было моё удивление увидеть 4 колонки, покрытые тканевыми «грилями», от которых разливалась по комнате музыка, типа Жана Мишеля.

Я не мог определить — от куда идет звук конкретно. Он как бы обволакивал со всех сторон и было иное ощущение, чем от простого «стерео». С чего был источник — точно не помню, то ли бобиник, то ли проигрыватель винила (вероятно — второе). Но я остался впечатлён!

Тогда мне были доступны только кассетник-дека — «Маяк-233» и колонки — «Мелодия 6АС-2», я практически только начал познавать азы меломанства…

Система 5.1

Система 5.1 стала следующим шаг к объёмном у звучанию. И немного в другом направлении. Этот формат идеально подходит для озвучки кино. По моему мнению он не совсем, а точнее, совсем не подходит для прослушивания музыки. Некий гражданин, по фамилии — Долби, с ребятами из своей лаборатории, придумал кучу декодеров для воспроизведения и кодирования данного формата из простого стерео сигнала. Но в идеале, фильм (файл) с носителя, должен содержать 6 звуковых дорожек.

В случае с 5.0 акустикой, шестой канал сабвуфера, распределяется между двумя фронтальными колонками.

На картинке стандартное расположение акустики системы 5.1 в комнате. Но всё обычно, расположение акустики —  индивидуально.

Пять колонок имеют широкополосное звучание, а шестая дорожка предназначенная для сабвуфера, который воспроизводит частоту до 200Гц. Его расположение совершенно не обязательно так как на картинке, низкие частоты распространяются не направлено. Сабвуфер может стоять и за диваном, и где-то сбоку (справа или слева).

Эта загадочная комбинация цифр 5.1!!!! Для тех кто не понял до сих пор. Цифра до «точки» — это количество широкополосных каналов. После «точки» —  количество сабвуферов. Но ничего хитрого и не понятного!

Систему 5.1 разработали для кино. Многоканальный звук нужен для глубокого погружения в происходящее на экране.  Позволяет более глубоко прочувствовать атмосферу происходящего , даёт ощутить себя в гуще всех событий.

  • Фронтальная пара озвучивает происходящее на экране.
  • Центральная колонка обеспечивает озвучку всех диалогов.
  • Тыловые (задняя пара), придают объём происходящему на экране, задерживая на микросекунды звук.
  • Сабвуфер (шестая колонка), воспроизводит только низкочастотную составляющую (взрывы, удары и подобное).

Система 6.1

Немного позже появления системы 5.1, а точнее в начале 2000-х, звуковое поле решили сомкнуть — добавили задний центр.

Фильмы начали записывать в формате семи дорожек, декодеров звука появилось ещё больше. Добавилась ещё одна широкополосная дорожка и колонка, что ставится за спиной зрителя.

Система 7.1

Это уже естественный рост формата 6.1 . Задний центр, матричным способом, то есть при помощи декодера, распили на 2 источника звука.

Звуковое пространство стало максимально круглым. Можно ли расти ещё дальше? Оказывается да, можно и ….

Система 9.2

Система — Dolby Atmos произвела практически революцию в записи и воспроизведении звука. Во первых к уже нам известным каналам добавилось ещё две широкополосных колонки и один — сабвуфер.

 

Познакомимся с новой парой. Располагается она, над фронтальными колонками, или на потолке. Теперь, звук контролируется не только в 2х осях координат X и Y, а добавляется ещё одна третья ось Z. Хороший повод вспомнить школьные годы чудесные, уроки геометрии.

Хитрость революции звука системы — Dolby Atmos

В чем же заключается революция записи и воспроизведения звука? Есть ли вообще эта хитрость?

Конечно есть, и вот в чем эта хитрость заключается. Если для системы 5.1 и 6.1 звуковые дорожки записывались в студии, звукорежиссёром, на конкретном оборудовании, под конкретный зал, с четким количеством каналов — то здесь всё по-другому.

Звукорежиссёр создаёт только карту для строительства звуковой картины, а остальное делает уже система. На самом деле,  Dolby Atmos  — это только начало… В публичных кинотеатрах колонок гораздо больше чем 9.

Процессор Dolby Atmos сам анализирует помещение и определяет положение громкоговорителей, проще сказать он полностью универсален. От большого кинозала до маленькой гостиной… Но это уже совсем другая история.

Приятного просмотра…. Но главное, не забывайте, что кино снимают не для вашего развлечения, у режиссёров и сценаристов совсем другие цели….

Меня зовут Владимир и пока у меня всё!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

  1. Александр

    Очень интересная статья!

    Ответить

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: