Как правильно расставить колонки в комнате?

Как правильно расставить колонки в комнате Наши рекомендации

Являясь счастливым обладателем напольной акустики, всегда появляется вопрос — «Куда поставить колонки в комнате? Как правильно их расставить?» И часто, такой вопрос становится актуальным для новосёлов. Когда расставили мебель, привезенную с собой со старого места жительства и стали ломать голову — «Куда же можно их поставить? Ведь они ни куда не вписываются!»

Всем доброго дня, вечера или ночи! Начнем.

Пролог.

Естественно, что старая мебель может и не подойти к новому помещению. Тогда её просто меняют на ту, которая делается на заказ или покупается уже под отремонтированное помещение. Ну всё, купили и поставили мебель, повесили занавески, расстелили ковер на полу и расставили дизайнерские аксессуары по всем предназначенным местам. Вот и телевизор висит на стене. Теперь можно и за музыкальную систему браться, дошла очередь и до неё.

Распаковали свои старые колонки, поставили CD-проигрыватель и усилитель на тумбочку под телевизором. Колонки поставили по углам — а больше места для них и нет. Пришло время послушать свои любимые записи. Садимся на диван, включаем, слушаем. А звук — как бы чужой! Не тот привычный, что был раньше, хотя и раньше может был «не фонтан». И «гудит» где-то, и «давит на уши», и «бубнит». А хочется чтобы звук разливался красиво и приятно, как и должно быть.

Но нет. Придется изучить вопрос о правильной расстановке акустики в помещении. Это очень сильно влияет на звук из колонок и звуковую картину в целом. Конечно, жилая комната — не специальное помещение для звукозаписи, где практически всё предусмотрено для качественной работы колонок. Но хотелось бы получать удовольствие от прослушивания своих любимых пластинок, кассет и прочего, а не мучиться от «корявого» звука.

Потому разберем основные, важные моменты, от которых зависит правильное, корректное воспроизведение звука имеющейся акустики. Может для многих — это уже пройденный этап. Но статья рассчитывается на тех, кто не знал про это (но имел проблемы такого рода), кто не сильно задумывался ранее, а теперь озадачился. И в основном, эта информация будет полезна начинающим меломанам, чтобы услышать тот звук из своих колонок, который заложен на заводе (хотя и на заводе закладывают не всегда хороший потенциал). Про доработку они пока и не задумываются, но всё когда-то случается. :))

Что важнее в домашней аудиосистеме?

Начинать конечно, можно с обсуждения самой акустики, которую только собираешься приобрести. Выбирать её надо грамотно, не стоит сильно задумываться о цене и каком-то известном бренде, а больше подумать о возможностях помещения, где будет играть эта акустика.

Какую лучше акустику купить и поставить именно в свою комнату? Обычно происходит так —  увидел — понравилась, купил — поставил. А потом начинаешь думать и размышлять — куда и как правильно расставить колонки в комнате, чтобы раскачать все свойства? И начинает «болеть» голова — не играют как заявлено! Как исправить ситуацию?

Начинаешь снова думать — «Усилитель, наверно, не подходит..», ведь именно он формирует выходной сигнал для акустики. «Слабоват. Нужно заменить». Технологии не стоят на месте, всё очень быстро развивается и просто напрашивается на замену. Были ламповые усилители — устарели морально ещё в 70-х годах, транзисторные усилители — устарели, по той же причине в начале 2000-х. Уже и интегральные успели устареть. А ещё бывают и гибридные усилители.

Сам CD-проигрыватель не выдаёт того, что от него ждешь — заменить на современный цифровой медиа-центр с USB-накопителем на жестком диске. «Вот тогда и заиграют колонки!» Но проблема, после тщательного изучения, оказывается не в самой технике, акустике.

Проблема есть и останется. Она совершенно ни от кого не скрывается, просто об этом мало говорят. Знают только сведущие и специалисты профессионального звука. Проблема в том самом месте, где всё это установлено! Но шанс выбрать помещение для того, чтобы там организовать себе комнату для прослушивания музыки или кино, многим из нас предоставляется очень редко, а зачастую — никогда.

Получается так, что такая комната является одним из главных компонентов домашней аудиосистемы. Именно она и влияет на качество, и сам характер звучания абсолютно любой используемой аппаратуры. Остается один вариант — доработать имеющиеся возможности помещения до логического (технического) совершенства.

Что в комнатах не так?

Одни владельцы акустики говорят, что именно их акустика совершенна и звучит просто «супер замечательно!». И в действительности, акустика выше всех похвал отыгрывает музыкальные произведения. Но если эту же самую акустику купить и поставить у себя дома, в комнате, то может получиться некоторое недоумение! — «Какая же это хорошая акустика? Она ведь играет как домашний кинотеатр за 100 долларов!». И тут тоже можно не сомневаться — так и есть. Просто в этот раз акустика была установлена в неподготовленное для этого помещение.

В первом случае, в помещении были произведены некоторые манипуляции и расчеты, для борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации. Вот результат и слышен.

Во втором случае, о колонках подумали в первую очередь, купив их. В конце работ по перестановке колонок по комнате, они оказались «загнанными» в углы комнаты. Сабвуфер занял свободное место около дивана. Результат получился такой, что можно его сравнить с музыкой из автомобиля молодого человека — огромный сабвуфер на весь багажник и по три «мида» в каждую дверь.

Расставить акустику по своему желанию и как того требует «правильная установка акустики» — не получится. И это почти всегда идет в разрез с дизайном комнаты и расставленной мебелью. Дизайн интерьера не позволит этого сделать!

Конечно, можно выделить значительную часть семейного бюджета и нанять специалистов, сведущих в звуке и дизайне. Они, изучив помещение и сделав специальный ремонт, позволят вашей акустике отыграть именно то, что от них требуется.

Важно понять, что любая комната — не является специальным помещением для прослушивания музыки. Например, в прямоугольной комнате, какой бы размер её не был, на всех параллельных поверхностях, возникает множество отражений и стоячих волн. И все эти искажения могут легко превратить нормальную амплитудно-частотную характеристику в сейсмограмму какого-то мощного землетрясения.

Негативные факторы помещений.

Все ниже обсуждаемые факторы, можно образно объединить одним словом, одной проблемой — резонанс комнаты. Коротко пройдемся по основным факторам негативного влияния комнаты на звук:

 

Первое — Реверберация.

Как нам поясняет Вики — «Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.»

Присутствие в помещении очень большого количества отраженного звукового сигнала будет выражаться в «звонкости» самого помещения. В среде специалистов, это понятие называют — время реверберации, это — длительность затухания звука, выраженное временем, которое нужно для его ослабления в тысячу раз. Это примерно на 60 дБ, можно сказать — почти к неслышимому уровню звука. Так сказать, будет слышен эффект «эхо» . Такая комната практически не пригодна для прослушивания музыки. Нормально воспринимать её будет очень проблемно.

Примерно так же, но с обратно-противоположным эффектом, будет действовать комната, которая чересчур обесшумлена. На полу толстый ковер, стена держит шерстяной ковер, который почти на сто процентов глушит любые резонансные звуки, окна закрывают плотные и тяжелые шторы, имеется мягкий диван.

В такой комнате будет нарушено ощущение пространственного объема, слушатель может вовсе не услышать стерео эффекта, не сможет сфокусировать на слух звуковую сцену. Попросту звук будет рассеиваться в окружающей обстановке.

Второе — Стоячая волна.

Стоячая волна — это звуковая волна, встречающая на своем пути твердую поверхность, расположенную перпендикулярно, отражающаяся от нее и возвращающаяся тем же самым маршрутом. Это научным языком.

По другому — стоячие звуковые волны возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых соответствуют размерам помещения. В этом случае, будут слышны резкие подъемы и провалы низких частот в каких либо отдельных точках помещения.

Посмотрим на картинку ниже. Сопоставим частоту с длинной волны.

Наиболее подвержены резонансному влиянию комнаты, именно частоты, примерно от 250 до 100 герц, поскольку они очень близки своей длинной с размерами наших комнат. Хороши большие помещения, если в них и возникают проблемы со стоячими волнами, то только на самых низких частотах.

Третье — Ранние отражения.

Другой фактор называется — ранние отражения. Он присущ, в основном, высокочастотным колебаниям. Так же, но меньшему эффекту может подвергнуться среднечастотная составляющая. Высокие частоты могут отражаться от любой поверхности пола или стен, если колонка находится совсем неподалёку.

Тем самым, мы слышим их практически одновременно с прямым сигналом из динамиков, что  способствует нарушению восприятия стерео эффектов и потере общей звуковой картинки. Так же, ухудшается равномерность АЧХ из-за несовпадение фаз прямого и отражённого звука. Появляются явные искажения.

Четвертое — Порхающее эхо.

Название странное, но оно почти объясняет себя. Как говорит Вики — «порхающее эхо» проявляется когда в больших помещениях размером 25 и более квадратных метров, когда имеются две параллельные гладкие стены или потолок и пол, между которыми находится источник звука.

Если в помещении хлопать в ладоши и если звучит быстрое характерное эхо с металлическим звоном, то это и есть «порхающее эхо».

Немного иначе, «порхающее эхо» возникает после размещения звука между параллельными, гладкими поверхностями с высокой отражающей способностью.

Этому эффекту сильнее подвержены большие гостиные, спортзалы, крытые бассейны. Короче, любые помещения отделанные любыми жесткими материалами — плитка на стене, керамогранит на полу. Но в небольшом помещении санузла этот эффект практически отсутствует, потому, что  там очень маленькое расстояние между стенами.

Можно ли спасти звук колонки в комнате?

Чтобы «победить» звуковые искажения и разные ненужные эффекты в комнате, существует множество способов. Можно прибегнуть к услугам специалиста с лазерным сканером, который сделает акустическую модель комнаты.

Вообще-то, думать нужно заранее, ещё до ремонта помещения. А ещё лучше — довериться профессионалу в этой области, который знает что нужно сделать с комнатой, чтобы звук акустики радовал и приносил наслаждение.

Но доверить это дело нужно не дизайнеру по интерьеру. В наше время, очень часто используют при ремонте помещений — гипсокартон. Но мало кто из строителей и дизайнеров знает, что он является «любителем» басов, он их с большим удовольствием «съест».

С высокими и средними частотами он сделает всё наоборот — гипсокартон их просто «отфутболит» и очень возможно, что с большими призвуками искажений. А огромное окно «в пол», которое ни чем не прикрыто — просто ужас для меломана, который «всё слышит».

Вот на картинке ниже, как пример помещения, которое подготовлено профессиональными мастерами, в совершенстве разбирающихся во всех нюансах правильного звука, его отражений и собственно дизайна помещений.

Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему.

Что же делать, что бы исправить свою комнату?

Принимаем ситуацию как есть. Капитальный ремонт делать никто не даст, да и затратно это. Оставляем комнату — как есть, но попробуем своими руками исправить и улучшить её акустические свойства.

С чего начинать? С установки колонок!

Так как, вся задумка и суета ради правильного звука от акустики, то начинать стоит именно с правильной установки колонки в комнате. Если акустика имеет выход фазоинвертора сзади, то в обязательном порядке — отодвинуть от стены. Порты фазиков не должны смотреть в стену. Иначе бас будет гулким, гудящим. А выдвинув от стены — однозначно улучшится «глубина сцены», басы станут мягче.

Если выход фазоинвертора находится спереди, то колонки можно оставить и у стены, но не в плотную, оставить сантиметров десять. Но лучше проверить на слух как они звучат, двигая их то к стене, то от неё, на некоторое расстояние.

Так же и самому слушателю, нужно располагаться не у стены, хотя обычно, диваны ставят именно плотно у стены. Есть подушки на диване — хорошо будет, если они окажутся за головой слушателя. Можно подушки и не использовать, если за диваном плотная портьера.

Идеально было бы, иметь отдельное кресло, которое можно выставлять в определенное место комнаты, в моменты, когда начинается сеанс прослушивания музыки.

Проблемы со стенами.

Если колонки стоят очень близко к стене, то 99% возникают «ранние отражения», как и «стоячие волны». Потому, ставить колонки нужно на значительном расстоянии от стен. Конечно, этот момент тоже индивидуальный, но основа для всех вариантов — одна, её не следует забывать.

Можно попробовать рассчитать места в комнате, где могут возникать указанные проблемы. Для этого можно воспользоваться расчетом на специальном калькуляторе, вот на этом например.

Есть ещё один интересный способ, чтобы определить место для колонок. Берем длину комнаты, делим на четный коэффициент, а ширину комнаты делим на нечетный коэффициент. Смотрим картинку ниже.

К примеру, комната имеет длину — пять метров, а ширина — три с половиной. Длину — 5 метров делим на 8, получается 0,625 м. Ширину — 3,5 метров делим на 7, получается 0,5 м. И чертим воображаемые линии в комнате. Должно получиться примерно такая картина. Вот на пересечении этих линий, в принципе, можно и ставить колонки в комнате.

Но все эти расчеты могут помочь, если слушатель в этой комнате живет один. Иначе, проблемных ситуаций с остальными членами семьи не избежать. Установка «ящиков» в полтора метра, посреди комнаты мало кого устроит. Придется идти на компромисс и договариваться.

Но здесь не следует забывать, что уменьшая расстояние между колонками в комнате, бас начинает звучать ярче, а самый низ может пропадать, быть очень вялым. Акустические провода следует делать оптимально короткими. Ура, тут вроде, победили часть проблем.

Расположение акустики.

Как правильно поставить акустику почти разобрали. Но это мы только нашли оптимальное место в пространстве. А ещё нужно их правильно ориентировать на слушателя.

Расположение колонки в комнате должно быть таким, чтобы слушатель находился в так называемой стерео зоне. На картинке ниже эта зона заштрихована.

Но идеальное место для прослушивания — в точке М. Малейшие отклонения от «прямого попадания» могут давать искажения на слух, особенно это может быть заметно на высоких частотах. В большинстве случаев, пищалки рассчитаны именно на такое расположение слушателя.

Но есть некоторые исключения для некоторых производителей акустики. Некоторые производители акустики не рекомендуют разворачивать колонки на слушателя, если в качестве ВЧ головки используются ленточный твиттер. Но это не правило, а рекомендация для конкретной акустики!

Если используются полочные колонки, то их размещение обязательно на подставке такой высоты, чтобы ВЧ головка находилась на уровне уха сидящего человека.

О сабвуфере.

Если домашняя акустика имеет конфигурацию — 2.1, то стоит немного остановиться и на расположении сабвуфера.

Всем известно, что низкие частоты особо не требуют направленности, но это совершенно не означает, что сабвуфер можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал.

Место для установки саба — индивидуально для каждой комнаты. Тут однозначного решения нет. Всё решает сама мебель, стоящая и вдоль стен и диван, возможно стоящий по середине комнаты, ковровое покрытие и оформление стен и окна. Можно без всяких приборов найти оптимальное место для этого компонента.

Для этого можно таскаться с сабом, передвигая по комнате, «посадив» его в кресло с колесиками, тем самым ища подходящее место, где он будет играть адекватно. Он действительно будет играть по разному в разных частях комнаты. Возможно, появится неожиданное открытие — как интересно могут звучать «ненаправленные» басы!

Есть ещё вариант. Поставить сабвуфер на место слушателя, а самому искать самого качественного, разборчивого и громкого баса, ползая на уровне 40-50 сантиметрах от пола. Нашлось место — там ему и место!

В углах комнаты и ближе к стенам — будет много баса и «гула», «гудения». Так же, после этого нужно будет проверить настройки саба и поиграть с частотами среза и настройками фазы. Это может ещё улучшить ситуацию.

Повторение пройденного.

Проводя какие либо манипуляции с установкой акустики «на своё место» важно понимать и помнить основные моменты — как правильно поставить колонки в комнате. Об этих моментах коротко, как резюме.

Огромные неприятности доставляют большие, перпендикулярные друг-другу, отражающие звук, поверхности стен, пола и потолков. Возможно по этому все студии звукозаписи строят так, чтобы у них не было параллельных стен, а так же все углы де должны быть прямыми. Потолки выполнены так, чтобы как можно больше погасить любые частотные искажения.

Доработка комнаты должна включать определение главных негативных факторов и действия направленные на их устранение:

  • Определить уровень реверберации. Провести корректировку можно звукопоглощающими материалами, а также наличием мягкой мебели, тяжелых штор и подобных вещей. Но не стоит усердствовать, как бы не сделать хуже.
  • Ранние отражения. Эффективное средство — ковер с высоким ворсом на полу. Так же и стены требуют размещения на них звукопоглощающих панелей. Найти в комнате место для панелей просто — слушатель сидит в своём «специально установленном» кресле, а кто-то  водит зеркалом вдоль «нужной» стены и слушатель ловит визуальное отражение колонки в нем. Вот это и будет местом для панели.
На картинке отображены все возможные места размещения панелей.
  • Стоячая волна. Это о басовой составляющей. Простой и очень эффективный метод борьбы с «бубнением»- установка по углам так называемых «ловушек для низов». Чуть выше был разговор о поиске места для саба, вот по той же причине нужно «закрыть» прямые углы. Чем закрывать? Можно изготовить большие валики (высотой под потолок и в диаметре около 30-50 сантиметров) из поролона, обтянутого синтипоном и для красоты — задрапировать тканью под «дизайн» комнаты. Это самый простой вариант, но можно и заморочиться.

На этом вроде всё. Устали читать? Ну как бы да, тема то серьезная, не справедливо забываемая меломанами и любителями качественного звука.


Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом — напишите и мы обязательно примем меры к изучению вашего мнения и опыта. И вы сможете сделать это на нашем сайте! Не забывайте про Авторские права.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

  1. Никола

    За все ссылки, рекомендации и диск огромное спасибо!
    Все трудности с сабом подтвердились — виновата комната. Саб стоял боком у середины стены 3,9м. Комната всего 10 кв.м. Сейчас колонки висят, саб приподнят на 1м, все на одной стороне 2,6м. Стало немного получше, повесил ковер. Но низы при избытке создают в комнате гул. Это похоже резонансы по комнате. Углы не закрыты. Поэтому в перспективе попробую типа ловушки по стенам.
    А пока слушаю мой любимый Deep Purple и наслаждаюсь реально неплохой музыкой.

    Ответить
    1. ВВ автор

      Очень рад, что тесты пригодились и удалось всё таки прояснить ситуацию с гулом саба.
      Ждем новых побед и отчетов. Интересно!!

      Ответить

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: