Эквалайзер «Прибой Э-014С» — что это за прибор? Почему ходит столько мнений на счет использования эквалайзеров в бытовой аудиоаппаратуре? Нужен ли вообще эквалайзер как регулятор тембра?
Доброго дня!
Сегодня расскажу про эквалайзер, который известен всем меломанам. Всем, кто слушал музыку в 90х годах и продолжает интересоваться. Встречаем, «Прибой Э-014С»! Внешне он выглядит аккуратно. Все помнят и знают. Корпус сделан добротно, не из пластика. Железное основание и алюминиевая передняя панель – скромно и со вкусом «СоюзаССР», тогда особо не жалели материалов.
В те времена, вся аппаратура делилась на импортную и советскую. И многие с большим удовольствием пользовались отечественной техникой. Не часто можно было встретить в квартире кассетный магнитофон Sharp или National. В основном Радиотехника, Эстония, Маяк, Олимп (уже круто) и так далее, в том числе очень доступен был и «Прибой».
План
Конкретно этот эквалайзер был куплен для дополнения «гаражной звуковой системы» одним моим хорошим знакомым. Да, именно в гараж. Но это не с проста. Так как гараж — не звуковая камера. Там нет спец изоляции стен и пола, но хочется добиться от помещения желаемого звука. Потому и затеялся этот эксперимент с эквалайзером.
Всем меломаном известно такое понятие в звуке, как «галочка» на эквалайзере. Вот представился момент проверить – как это понятие работает и как реально выглядит. Также, это является и некой необходимостью. Тут повезло – не дорого продавался «некопанный» аппарат.
Аппарат разберём, посмотрим состояние, заменим то, что требует замены. Обычно, это конденсаторы, которые почти за 30 лет могли просто «рассыпаться», «высохнуть», и просто изменить свои характеристики.
Также, проведем измерения, на наличие-отсутствие искажений. Так как много споров на эту тему ходит, особенно про этот аппарат. Мол, «..искажения только вносить! Выкинуть вообще любой темброблок из системы!». Посмотрим, попробуем разобраться.
Что это такое — эквалайзер
Вообще, эквалайзер придуман для корректировки некоторых частот, которые могли «потеряться» в помещении, или могли искажаться из-за того же помещения, где слушают музыку. А ещё, некоторые любители музыки любят – «басы», иным не хватает «высоких». Вот тут пригодится многополосный темброблок – эквалайзер.
Так, к примеру, в огромном театральном зале, для исключения эффекта эхо, стены отделываются специальным материалом, который гасит отражённую волну. На полу стелется звукопоглощающее покрытие. Но что бы зритель мог услышать весь спектр звука со сцены, звукорежиссер применяет эквалайзеры для корректировки некоторых частот.
Так вот, этот эквалайзер должен подправить несколько «кривую» АЧХ колонок, которые играют в гараже. Раскачивает их усилитель – ОМ-2,5 и предварительный усилитель Амфитон. Вполне вероятно, что этот прибор поможет.
В инструкции прибора есть заметка, что эквалайзер можно использовать как шумоподавитель. На 16 странице паспорта об этом сказано.
Интересно, но я не слышал ни разу, что бы кто-то рассказывал о такой возможности, а тем более её использовал, даже ради эксперимента. Этот эксперимент проводить не будем.
В 90е года, в магазине радиоэлектроники, «Прибой Э-014С» стоил 300 рублей. В те времена это было дорого. Потому, многим людям, любителям музыки, подобные аппараты казались роскошью и были не по карману. Ведь выходило, что стоил он — почти две месячные зарплаты!
Внешний вид
На передней панели есть кнопка «Обход», которая полностью исключает из звукового тракта схему эквалайзера. Это позволяет оперативно «проверить» настройки эквалайзера, которые изменят звуковую картину. Очень жаль, что эта схема сделана на простом механическом переключателе.
Со временем контакты таких переключателей окисляются и начинаются «провалы» в каналах как раз из-за этой самой проблемы. Приходилось несколько раз нажимать на кнопку, чтобы «разработать» контакты и добиться отсутствия нужного качества. Но это помогало не на долго.
Их конечно можно разобрать и почистить, смазать, или просто заменить на новые (попробуй найди в магазине новый!), но придется выпаивать переключатель, а это очень хлопотно и есть вероятность испортить дорожки из фольги, которые уже и так местами могут отслаиваться от времени, старости.
Этой проблемы можно было избежать, если бы схема использовала для переключения реле, или вообще – микросхемы-переключатели, которые уже тогда использовались в схемотехнике советской аппаратуры.
Имеется переключатель (селектор) входов. Он чисто механический, так называемый – галетный переключатель. Что тоже не считается идеалом переключателей, но всё же лучше и надежнее, чем использован в кнопке «Обход». К нему претензий не возникает и через 30 лет. Сделан он мощно и с большим ресурсом работы.
Имеется кнопка «Контр.магн» (контроль магнитофона). Которая позволяет прослушивать уже записанный сигнал с магнитофона, обработанный эквалайзером, подключенного к разъему «Магнитофон 1».
Имеется четыре варианта подключения эквалайзера в тракт звуковоспроизведения. Всё это индивидуально рассматривается в паспорте, в зависимости от типа используемого звукового оборудования, усилителя в частности. Но сейчас не об этом, всё это есть в инструкции.
Эквалайзер внутри
Продолжим. Разберем и посмотрим, как он устроен, из чего слеплен. Любознательность – хорошее дело, но всё должно быть в меру. В детстве, наверняка многие, разбирали свои игрушки, чтобы узнать – как они работают, из чего сделаны и почему именно так, а не иначе.
Внутри очень много свободного места, но радиодетали размещаются на своих местах достаточно свободно. Всё говорит о том, что раньше не особо заботились о компактности аппаратов и самого монтажа. Главное, что это позволяет считать аппарат – ремонтопригодным на все сто процентов.
Действительно, без особо труда можно выпаять неисправную микросхему, сопротивление и заменить, не применяя каких-либо приспособлений. Пинцета и обычного паяльника будет достаточно.
Схема блока питания
Блок питания не имеет экранировки от звукового тракта, так как все платы на достаточном расстоянии, да и блок питания здесь не особо шумящий. Не создаёт помех ни трансформатор, ни сами цепи стабилизации.
Какие виды микросхем используются в схемах эквалайзера Прибой Э-014с? Практически все схемы эквалайзера выполнены на операционном усилителе К553УД2. Даже в блоке питания использована схема на таком усилителе (нажми на картинку для увеличения).
Применение операционного усилителя в стабилизаторе питания позволяет практически исключить пульсации питающего напряжения. Это достигается четкой работой самого операционника, который постоянно сравнивает образцовое и выходное напряжение, так сказать — проводит постоянное сравнение.
В данном контексте не разбираем тот вопрос – «почему блок питания сделан на операционном усилителе?» Но это интересное решение.
Дискретные регуляторы
Вся регулировка частот – это 20 полос (по 10 на канал), выполнены на дискретных регуляторах. Этот вариант регулировки считается надежнее, чем простые переменные резисторы ползункового типа. Для переменных резисторов количество циклов может быть ограничено 50 000 – 100 000. Этот параметр называют износоустойчивостью. После этого резистор может потерять свои заявленные характеристики.
Для дискретного резистора этот параметр зависит только от качества металлических пластинок (в данном случае фольга), к которым припаяны сопротивления нужного параметра. Но и тут, нелинейность в регулировке может присутствовать, ведь разброс в точности самих резисторов может значительно отличаться. В данном варианте, используются луженые площадки фольгированного текстолита, явно покрытые каким-то слоем более прочного состава, чем олово.
Использование дискретных резисторов позволяет практически не вносить помех в частотную характеристику сигнала. Это все верно, при правильно подобранной схеме подключения этих дискретных резисторов к звуковому тракту. Далее проведем измерения и будет понятно – о чем речь.
Ровными рядами выстроились дискретники вдоль лицевой панели. Они выполнены очень добротно и «на века», как многие вещи делались в Союзе – монументально.
Активные фильтры
На абсолютно одинаковых платах расположена самая главная часть – два канала активных регулируемых фильтров эквалайзера. Видно, что конденсаторы все пленочные. А мы знаем, что это одни из самых лучших, даже на данный момент, конденсаторов. У них самый минимальный уровень искажений, вносимых в тракт.
И куча микросхем, которые используются во всех схемах эквалайзера Прибой Э-014с имеют одну модель. Эквалайзер весь построен на операционных усилителях К553УД2.
Снимем лицевую панель, чтобы добраться до всех регуляторов. Это не совсем легко, так как крепится лицевая панель шестью болтиками к шасси. А доступ к нижним очень затруднен. Но при наличии маленькой, но достаточно мощной отвертки все поддается.
Теперь открыт доступ и можно увидеть все регуляторы и ощутить, как они туго двигаются. Но неужели так и должно быть? Думаю, что нет. Попробуем обработать часть из них привычной жидкостью – WD-40, а другую часть просто отмыть спиртом – изопропанолом, и потом смазать техническим вазелином.
Помогла волшебная жидкость – «вэдэшка». Ползунки стали ходить так мягко и приятно, что даже не верится. Кроме очистки и плавности хода, этими действиями можно «лечить» болезнь дискретных регуляторов. Тщательно протереть спиртом контактные площадки ползунка – практически пропадают щелчки звука во время его движения. Переключение получается плавнее, надежнее контакт ползунка с дорожками.
Блок питания
Дальше. Под крышечкой, которая прикрывает высоковольтную часть – сетевой выключатель и небольшой фильтр. Картинка не этого эквалайзера, но точно так выглядит любой.
Понижающий сетевой трансформатор достаточно большой для этой схемы. «Вторичка» выполнена двумя обмотками с соединением двух концов к заземлению и на каждом плече должна иметь примерно по 18-19 вольт.
Посмотрим плату стабилизатора. Конденсаторов не много, и они не огромной ёмкости. Кстати, все электролитические конденсаторы следует заменить. Можно конечно потом проверить – какие были годные а какие не очень, но в любом случае — работы по замене не станут напрасны.
30 лет – это срок для таких радиодеталей. У них наверняка может измениться емкость, или появится несвойственное конденсаторам сопротивление. Короче – работать они уже не должны, пора им на пенсию, даже если их параметры ещё в рамках допустимого.
Блок защиты
Там же стоят реле, которые щелкают через 2-3 секунды после включения кнопки «Сеть». И на выходе, в звуковом тракте, отсутствует какой либо щелчок. Значит защита от скачка питания, во время включения, построена на этих реле. Это приятный и полезный плюс.
В схеме самого эквалайзера (в тракте) нет ни одного электролитического конденсатора. Это считается плюсом, так как не чему вносить искажения. Потому, любители звука предпочитали именно эту модель.
Замеры искажений
Теперь проведём некоторые измерения эквалайзера «Прибой Э-014С». Включаем осциллограф, клеммы цепляем на выход обоих каналов эквалайзера и смотрим сигнал. Манипуляция начинается с включенным режимом «Обход». Включаем кнопку «Сеть», смотрим на экран. Как бы ничего не происходит. Сигнал не изменился.
Но когда отключаем режим «Обход» (отжимаем кнопку), то появляются некие искажения на экране. Но это только на первый взгляд – искажения. Выставляем все ползунки в «Ноль» и видим практически чистую волну. Но в данном аппарате нашлась проблемка, на частоте 8кГц в левом канале нужно установить ползунок в положение +2дб. Тогда всё становится ровно, как образец.
Замеряем АЧХ при выключенном эквалайзере и нажатой кнопке «Обход».
Результат – одна тысячная процента.
Включаем питание и отключаем «Обход». Получается, что все положения регуляторов эквалайзера в «Ноль». Измеряем и видим – практически те же показания и красивую АЧХ.
Результат – добавилась одна десяти тысячная процента.
Измеряем на разных частотах. Поднимем 31Гц на полную, на 12дб.
Потом на 16кГц, до упора.
Далее – 4кГц, на полную.
Потом – 250гц, на полную.
В сумме получилось 0,004%.
Теперь «опустим» те же регуляторы в минус до конца. Практически та же ситуация! Можно констатировать, что искажения в звуковой тракт эквалайзером практически не вносятся.
Замер АЧХ.
Все регуляторы в «Ноль».
А теперь сделаем в минус регулятор — 31гц.
Получается как в паспорте 11дб. То же самое и в плюс. Те же самые 11дб.
Теперь средние (1кГц) поднимем до упора.
Те же самые 11дб.
А попробуем для эксперимента выставить в «разнобой», получился такой рисунок.
Очень красиво и понятно регулируется АЧХ.
Выводы
Эквалайзер очень достойно себя показал. Однозначно, стоит его включить в свой комплект гаражной аппаратуры и попробовать исправить некие недочеты гаража в плане звуковой коррекции.
Но почему только в гаражный комплект музыкальной техники? Это аппарат может занять достойное место в домашней «стойке», рядом с аппаратами высокого класса! Ведь он практически не вносит ни каких искажений в АЧХ.
Он может помочь в настройке хорошего, приятного звука. Звука приятного только вашему уху. А спорить о пригодности его или полностью отрицать его использование – дело каждого сугубо индивидуальное. Мнений, как известно много, и правда у всех своя.
Статья подготовлена по материалам и трудам одного интересного человека, который проводит такие измерения и делится ими с нами. Вот его канал на ютубе (его ник — ussraudio001), прошу в гости к нему. Там, может быть, много интересного для вас найдется. Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь.
Спасибо за интерес и прочтение. Очень интересно ваше мнение по этому поводу, которое можно оставить под этой статьей, в комментариях.
Также, не забывайте про нас. Мы постоянно обновляем свои знания, пишем об этом, делимся. Если есть чем поделиться – напишите и станьте нашим соратником! Пишите о том, что вам интересно, что вы знаете и готовы рассказать нам и нашим друзьям на сайте.