Доработка акустики

Доработка

Для некоторых меломанов (любителей музыки) и ценителей качественного звука — доработка акустики становится стилем жизни! Сегодня об этом.

Есть категория автовладельцев, которые постоянно вкладывают деньги, и не малые, в доработку своих «верных коней». Но зачастую, такие автодоработки могут доходить до полного абсурда и бюджет вложений в разы может превышать стоимость даже нового авто.

Так же как и некоторые автолюбители, некоторые меломаны вкладывают столько усилий и средств в доработку своих акустических систем! Они «знают» свои колонки и вдоль, и поперек, и не только свои. Меняют в акустике всё, что только можно поменять и улучшают всё, что можно улучшить. Не исключается и такое, что «приходит понимание» — «я сделал всё что мог и более ни чего не поможет». Зачастую, это выражается в полном разочаровании в данной акустике. А иногда, приходит разочарование в своих действиях по доработке, но это гораздо реже.

Но по опыту многих специалистов, есть мнение, что доводить до совершенства стоит далеко не все акустические системы. Очень часто встречаются модели акустики, которые просто сами напрашиваются на доработку! И вполне возможно, при минимальных затратах, получить максимальное улучшение качества звучания своей акустики.

Доработка акустики своими руками.

Доработка акустики своими руками — это вполне реальный вариант! Некоторыми, достаточно простыми приемами доработки колонок, можно добиться значительного прироста качества звука. Улучшения параметров можно добиться с достаточно небольшим бюджетом. Но для этого нужно понимать, что ожидает в процессе доработок.

Есть вариант, что купив акустику «не той модели», можно потратить время, силы и финансы — напрасно. Иногда, в таких моделях, производитель выжал весь максимум. Но как то так случилось, что некоторые АС изначально оказались обделёнными хорошими характеристиками и после переделки могут так и остаться обыденными «середнячками» или откровенными «неудачниками».

Не каждый любитель «послушать качественно музыку», на своих колонках за 300 вечнозелёных, захочет влезать в свою акустику для доработок. Другие же, имея акустику за 10-100 единиц, вообще не помышляют о каком то вмешательстве. Это и понятно, каждый может и хочет распоряжаться своим добром по своему разумению. Это тоже можно понять.

Но стоит учесть тот момент, что корректная доработка акустики оправдывается с лихвой! И многие простые, не дорогие колонки, начинают звучать в 2-3 раза дороже! При том, что вложения могут быть очень не большими, особенно если весь процесс производился своими руками.

Причины, по которым начинается доработка акустики.

Живешь себе спокойно, слушаешь музыку на своих колоночках, купленных в музыкальном отделе супермаркета (в этом нет ни чего особенного). И особо не тревожишься — «Как же хорошо играют твои колонки!» Но однажды, случайно, в гостях, послушав акустику товарища, понимаешь, что твои колонки — как-то не так играют, можно сказать, что «не фонтан!». Но в действительности, это ощущение может быть ошибочным. О том, что влияет на качество звука акустики поговорим в другой раз.

Начинаешь искать, что бы такого купить получше, вместо своих «стареньких»? Изучаешь по немного тему. Появляется некое понятие — что нужно искать и по чему. И вот оно — объявление мечты! Купив, по очень хорошей цене (а иногда и очень даже дорого), понравившиеся внешне колонки, спустя некоторое время начинаешь думать и понимать — «А ведь они могли бы звучать и лучше!» Что же делать в этом случае?

Есть несколько вариантов:

  1. забыть про «хорошую акустику» товарища и довольствоваться тем, что имеешь;
  2. купить новые, подороже и надеяться, что это именно «та акустика», которая удовлетворяет;
  3. дорабатывать уже имеющиеся.

Какой вариант именно твой? А какой вариант лучше предпочесть?

Какую акустику лучше дорабатывать?

Дорабатывать лучше ту акустику, в которую производителем был заложен некий скрытый потенциал. Самый большой потенциал для доработки имеет акустика «средней ценовой категории». Качество звука такой акустики можно назвать вполне пристойным.

Другое дело, дорабатывать дорогие, качественные акустические системы — практически не имеет смысла. Это связано с тем, что замена какого-то компонента, или изменение его некоторых свойств,  потребует замены и внесение изменений в другие компоненты. Иначе сказать, что с таким же успехом лучше начать собирать акустическую систему такого уровня с нуля.

Без сомнения, можно что-то доработать и в дорогой акустике. Но заметного улучшения на слух не будет. Хотя заметного для осциллографа прироста качественных характеристик всё же можно добиться.

На данный момент, самым лучшим и распространенным вариантом остаётся доработка Советской акустики. Примеров по доработке акустики тех времен очень много, и самые «любимые» дорабатываемые колонки — S-90 и S-30. В такой ценовой категории, акустика этого класса, представляет наибольший интерес для доработок.

В этой категории, подобных систем огромное количество. По этому уже много сделано работ. Были множество раз доработаны колонки акустики «Орбита 35 ас», как и «Вега 50ас». Достаточно бюджетная акустика японского бренда «Technics» (Техникс) выпуска 90х годов, так же поддаётся доработке и звучать они начинают по другому, вот забавный случай с подобной акустикой.

Но технологии не стоят на месте. Нынче легко поддаются доработкам и современные акустические системы, которые так же можно отнести к «середнячкам». К примеру, мы уже рассматривали доработку акустики Polk audio и Eltax Hollywood.

Повтор выше сказанного — подитог.

Если имеются небольшие пластиковые колонки от музыкального центра, то заниматься их доработкой не имеет ни какого смысла, от слова — «совсем ни какого!» Для начала, что бы начать изучение и получить практические навыки стоит подумать об акустической системе долларов за 60-100, чтобы можно было попробовать получить из них максимум, ну или хотя бы какие-то значимые улучшения.

С чего начинается доработка акустики?

Прежде чем начинать доработку, стоит взвесить все «за» и «против», нужно понять для себя — делать доработку собственноручно или всё же стоит обратиться к специалисту? Это самый главный вопрос.

Быстрая подсказка для ответа на этот вопрос: без соответствующей аппаратуры, а так же, без опыта и знаний, получить результат можно, но только при использовании какого-то готового, испытанного уже кем-то способа. Особенно, если этот пример был предложен каким-либо достаточно квалифицированным специалистом в этой области.

Но если очень хочется попробовать себя в этой области, то в отдельных случаях, можно слегка поэкспериментировать известным методом «научного тыка». Но стоит понимать, что рамки допустимого «вмешательства» будут очень узки.

Можно попробовать доработать сам корпус, например, немного увеличить объем корпуса. Можно попробовать поэкспериментировать с заменой каких либо комплектующих фильтра, но для этого нужно очень хорошо понимать — как устроен фильтр, и почему там стоят именно такие детали с определёнными параметрами. В любом случае — будет не просто.

Пробовать дорабатывать «продвинутую» акустику, при отсутствии опыта и знаний, крайне не целесообразно. Об этом упоминалось чуть выше. Во-первых, вернуть «всё на место» не всегда может получиться. Во-вторых, стоимость переделки может отбить само желание что-либо дорабатывать, потому как комплектующие, которые можно и нужно устанавливать в хорошую акустику стоят не дёшево, а зачастую — дорого.

Потому, далее разберём — что можно дорабатывать в акустике.

Что можно доработать в акустике?

1. Доработка фильтра.

Комплектующие.

Этот пункт можно считать одним из основных. Дело в том, что фильтр (кроссовер) является очень важной частью акустической системы и от его качества фильтрации, качества самих комплектующих зависит и звук. Но в нашем случае, мы самостоятельно, по минимуму, хотим сделать доработку фильтра. Тут, имеет смысл сделать всё в самом простом виде: стоит заменить штатные элементы на более качественные, тех же номиналов.

Очень часто, даже разрекламированные бренды «балуются», устанавливая в фильтры электролитические конденсаторы. Но все уважающие себя производители акустики знают, что устанавливать электролитические конденсаторы в акустику — «дурной тон». Но такое бывает. В этом случае, стоит поменять все электролитические конденсаторы на пленочные, на металлопленочные или металлобумажные.

Провода фильтра.

Любой акустический фильтр (кроссовер) в своём составе имеет катушки (их часто называют — дроссель). Они должны быть изготовлены из медной проволоки и иметь некое сопротивление и главное — определённую индуктивность. Редко можно увидеть такие катушки, которые выполнены по технологиям «хорошего тона», то есть изготовлены из качественного материала и выполнены по «технологии качественного звука».

В недорогой акустике, почти всегда, катушки фильтра выполняются из тонкой проволоки и с металлическим сердечником. Всё это сделано для уменьшения размеров и веса самого фильтра. Такие, дросселя лучше заменить на самодельные или купленные, с аналогичными электрическими параметрами, но без сердечника и намотанные толстым медным проводом сечением не менее 1 мм2 . Идеальным вариантом будет использование провода 1,5 — 2 мм2, как пример на картинке ниже.

Так же, имеет смысл заменить провода, проходящие внутри корпусов акустики (от кроссовера к динамикам и к терминалам). Это тоже является спорным вопросом, но заменить тоненькие (до 1 мм2) на толстые медные провода от 1 до 2,5 мм2 стоит по любому. Использовать провода до 1,5 мм2 можно в небольшой акустике, этого будет достаточно. Для мощных АС — лучше перестраховаться (хуже точно не будет) и заменить все соединительные провода на толстые — от 1,5 до 2,5 мм2.

Есть вариант того, что замена проводов точно ничего не даст, так как остальные компоненты не позволят получить прирост качества. Но проверить это можно будет только — послушав слегка доработанные колонки.

Но даже при таких, незначительных, доработках фильтра можно добиться лучшего звука.

Акустический провод.

Есть мнение, что стоит ещё заменить провода, которые идут от усилителя к колонкам. Об этом есть наши размышления и небольшие исследования. И не стоит пренебрегать и этим пунктом.

2. Доработка корпуса акустики.

Хорошо, мы ни чего не понимаем в электричестве и электронике, как быть? Как вывести свои колонки на новый уровень? Как доработать акустику не влезая в электрическую часть?

Можно заняться доработкой самих корпусов акустики.

Небольшое уточнение. Если имеется система 2.1 или 5.1 (сателлиты и сабвуфер), то дорабатывать сателлиты не имеет смысла. Можно попробовать заняться только сабвуфером.

Почему так? Корпуса маленьких колоночек, в идеале, должны быть герметичны и достаточно жесткие. По хорошему, они должны быть правильно рассчитаны под конкретный использующийся динамик. Но по факту, очень многие корпуса популярных, не дорогих, систем не отвечают ни одному из критериев.

По этой причине, практически все малогабаритные системы, с использованием сабвуфера, гудят и бубнят. Сами динамики легко входят в резонанс и вносят этим самым значительные искажения в звук. Так же, вносят искажения и динамики, которые плохо закреплены в корпусах. Если постараться устранить указанные недостатки, то можно добиться и здесь улучшения звуковых характеристик акустики.

Доработка корпус акустики, должна обеспечить жесткость самого корпуса. Вероятно, что потребуется установка распорок или стяжек внутри. Если колонка имеет объем более десяти литров, то желательно установить более одной распорки.

 

В колонку можно установить, в качестве распорок, деревянные бруски, приклеив их к стенкам и притянув шурупами. Соответственно, устанавливать их надо в распор. Таким образом можно уменьшить детонацию стенок самого корпуса.

Бывает, что нет возможности установить распорки в колонке, так как размеры или конструкция акустики являются суперособенными. Но и тут можно попробовать увеличить жесткость корпуса, устанавливая бруски вдоль ребер корпуса. Это тоже поможет придать чуть большую жесткость корпусу акустики, пусть и незначительную. Лучше, чем — ничего!

3. Герметизация корпуса.

Очень хорошо, что удалось укрепить корпус колонки! Теперь, есть ещё один момент доработки корпуса, который не следует исключать из вариантов. Нужно тщательно заняться герметизацией корпуса. Что это такое и как это делается — уже рассказывалось на примере доработки акустики Eltax Hollywood. Рекомендуется для ознакомления и изучения. Наверняка вопросов много просто не возникнет, да и сам процесс будет понятен.

Но немного повторюсь. Вынуть аккуратно все динамики, не забывая про кроссовер и провода. Изучить, как установлен и установлен ли вообще какой-либо поглотитель. Если там уже имеется синтепон, то лучше вынуть и его.

После чего, хорошо бы проклеить корпус изнутри каким либо вязким герметиком. Лучше купить специально предназначенный для этого материал в магазине автозвука — вибропоглатитель на каучуковой основе. Такие материалы используют при доработке акустики в автомобиле. Можно рассмотреть вариант известного производителя — Шумофф (не реклама).

Очень не рекомендуется использовать дешевые материалы, большинство из которых, через некоторое время теряют свою эластичность, становятся хрупкими, и от вибрации отваливаются от стенок и начинают дребезжать.

После проклейки каким либо виброматериалом, можно проклеить и синтепоном. Если его достаточно много было «в заводском исполнении», то его и использовать. Иначе — купить достаточное количество и проклеить на клей Момент все стенки. Не рекомендуется использовать синтепон толще 1,5 сантиметров. Вот для примера, как может выглядеть корпус внутри после наклейки синтепона.

Хорошо бы, доработать и посадочные места самих динамиков и терминалов (разъемы для подключения акустических проводов от усилителя). Можно купить специальный материал для этого в магазине автозвука, но можно и подыскать нечто подходящее — мягкое и эластичное. Проклеить этим материалом посадочные места динамиков и терминалов. Тем самым, нам не придется использовать силикон или герметик — все детали будут надежно стоять на местах и будет исключена «утечка» звука через эти места.

4. Увеличение объема акустики.

Сразу вопрос. А такое вообще, возможно — увеличить объем корпуса акустики? Да, вполне, в некоторых пределах, можно. Наверняка встречали такие фото или видели своими глазами такое…

Полочная акустика.

Бывает наличие проблемы, когда колонки изначально «гудят», издают не совсем приятный бас, или его просто нет — можно увеличить объем акустики. Это немного может подправить характеристику АС, путем незначительного увеличения внутреннего объема колонки. Сильно увеличить этот параметр не получится, имеются физические ограничения, но виртуальный объем можно увеличить.

Речь идет не о физическом увеличении корпуса (его не нужно резать и добавлять дополнительные полости). Всё достаточно просто — нужно в сам корпус поместить немного распушенной ваты. Но сколько — немного?

Для начала стоит освободить корпус от всего синтепона, который уже возможно был внутри корпуса. А дальше, немного расчетов.

Примерно, 25 грамм синтепона рассчитывается на один литр объема колонки. Маловато? Можно добавь и вату, предварительно хорошо её распушить. Нормальным можно считать 10-15 грамм ваты на один литр объема колонки. Если эффект «гудения» акустики остался, то можно добавить ваты и больше. Но есть большая вероятность, что пропадет немного низкочастотного спектра.

Внимание! Это этот способ описывает доработку колонок, которые «гудят». Обычно, это маленькие сателлиты домашнего кинотеатра, в которых нет ни какой звукоизоляции.

Есть еще один способ, но не такой эффективный. Голые стенки корпуса, внутри, можно оклеить войлоком или ватином (вообще самый дешевый вариант доработки). Но и результат не стоит ожидать большой. Это позволяет немного снизить количество переотраженных звуковых волн внутри корпуса, что приведет к уменьшению вносимых корпусом в звук искажений.

Немного проще. Нужно представить себя в пустой комнате, хлопнуть в ладоши. Сколько долго слышно эхо от хлопка? Этому способствуют переотраженные волны.

А нужно представить комнату, богато обставленную мебелью и коврами (ковер на полу, на стене) и большой диван и плотные шторы на окнах. Теперь сколько долго слышно хлопок? Практически и не слышно, как будто в наушниках стоишь. Звук приглушенный.

Так и в пустом корпусе колонки происходит распространение звука от динамика — с увеличением амплитуды, с задержкой. В конце концов, звук выходит, но мы слышим все эти переотраженные волны.

Напольная акустика.

Дорабатывать увеличение объема напольной акустики считается не целесообразным. При изготовлении на заводе, все параметры динамиков (главные параметры — резонансная частота, добротность динамика, чувствительность) учитываются, и в соответствии с ними рассчитывается и корпус.

Потому, дальше, увеличение объема колонки, ни к чему хорошему не приведет. Но бывают исключения. Для этих исключений надо знать: как измерять динамики, как рассчитывать объем, как это всё складывать в одно целое. Это не так просто. Сродни создания новых акустических систем с теми динамиками, которые хочется использовать.

Резюме, но не тут-то было!

Как и любой тюнинг, доработка — этот процесс очень часто затягивается на долго, а потом может и перейти в постоянное занятие — «полезное с приятным». Так и есть! Проводя вторую доработку своей акустики (потому что показалось не достаточно первой), становится интересно. Просыпается другой интерес — а можно ли больше «выжать» из этой акустики?

Доработка акустики более глубокая — будет ещё более индивидуальной. Там будет желание и необходимость ещё тщательнейшей доработки каждой, из указанных ранее, уровней системы. Эта доработка потребует ещё большего количества времени и средств, а так же, потребуются ещё более глубокие знания и опыт.

В довесок к тому, уже нужен будет профессиональный подход к оценке качества звучания на слух, так как сравнивать нужно будет уже отличное звучание с супер отличным (практически идеальным).

Потребуется разбираться в исходном материале, по которому будут проводиться оценочные суждения о проведенных доработках. Нужно будет умение работать с программами, по которым можно будет судить о качестве звука, о характеристиках АЧХ.

Заключение. Выводы.

Попробуем подвести итоги под прочитанным.

Первое

Модель акустических систем, выбранная для доработок, значится в списке «активно дорабатываемых» — стоит заняться этим делом! К тому же, это занятие очень увлекательное, интересное, и может стать хобби. 🙂

Конечно, можно купить новые колонки. Но будет ли эта новая акустика выглядеть красиво и к тому же — звучать лучше предыдущих колонок? Очень может быть. Но стоить это будет немалых денег!

Второе

Очень даже важное. Доработка акустики своими руками, без опыта и толкового наставника рядом — не хорошая затея. Даже учитывая все безоплатные сведения, которые можно выловить в интернете о переделках, доработках и ремонте акустических систем.

Даже посмотрев все видео ролики об этом, перечитав все книги — браться за такую работу не стоит, если нет основных знаний по физике, радиоэлектронике, а так же, нет паяльника, и вообще желания.

Бывают конечно готовые рецепты по доработке определенных моделей акустики, которые уже не один десяток раз повторены и проверены, найдены все нюансы и тонкости. Эти варианты имеют место быть, и даже они могут стать эффективным подспорьем для самостоятельной переделки. Но для таких «уроков» всё равно будут нужны знания по электронике, что бы понимать о чем говорят в этих статьях, роликах.

Третье

Должно быть представление о том, что конечный результат может и не понравиться. Это связано с тем, что имеется такое понятие — специфика слуха человека. Она у всех людей разная. Отличия могут быть столь значительны, что впору будет спорить о слышимом диапазоне или каких-либо искажениях. Один будет слышать все искажения и провалы, а другой скажет, что всё идеально. И тут спор не поможет.

Потому, рекомендуется обратиться к знакомым или их знакомым, кто уже производил доработки или получил свои доработанные колонки и радуется новому звучанию. Они наверняка смогут подсказать где и при каких условиях дорабатывались акустические системы.

Даже проведя непростые измерения с использованием качественного микрофона, качественной звуковой карты, ноутбука с установленной на нем программой, для замеров АЧХ, всё равно может остаться неудовлетворение.

Хотя, если есть огромное желание и ни чего, из перечисленного выше, не останавливает, то можно и нужно начинать доработку. И о результатах рассказать другим, поделиться опытом. Это можно сделать и у нас на сайте, пишите здесь, мы постараемся помочь рассказать о вашем опыте другим.


Что бы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на новые статьи сайта и получайте свежие новости самыми первыми!

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом — напишите и мы обязательно примем меры к изучению вашего мнения и опыта. И вы сможете сделать это на нашем сайте! Не забывайте про Авторские права.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: