Всем доброго дня! И как и раньше меня зовут Владимир. Хочу немного рассказать про интересную акустику, которая и играет не плохо и стоит соответственно не дёшево. Планируется некоторая доработка, но скорее всего это будет просто — ремонт.
Сегодня у нас в гостях знаменитый американский бренд — Polk Audio.
На момент доработки этой акустики я не смог выяснить точно — какая это модель колонок. На задней панели, где расположены терминалы подключения проводов, отсутствуют какие-то ни было бирки и наклейки. Только в нижней части фронтальной панели, где выход фазоинвертора, имеется надпись, из которой понятно, что это именно Polk Audio.
Но позже я выяснил, что это не новые модели акустики и выпускаться они могли примерно в 2006-2008 годах, так как на динамиках имеется дата — 2006. Ещё немного поискав информацию, выяснил, что это модель называется Polk Audio R50.
И так, начнем понемногу.
- Немного истории
- Характеристики Polk Audio R50
- Затрагиваемые вопросы
- Почему сгорает высокочастотный динамик?
- Ремонт динамика «пищалки».
- Что за надпись на ВЧ динамике?
- Чего не хватает акустике Polk Audio R50?
- Крепление кроссоверов в корпусе акустики
- И к вопросу о деньгах — за что?
- Демпфирование акустики
- Последние доработки
- Резюме
Немного истории
В далеких 70-х прошлого века, трое друзей из колледжа Хопкинса: Мэтью Полк, Джордж Клопфер и Сэнди Гросс, увлекавшиеся музыкой и звуком, организовали известную теперь нам компанию. Бренд «Polk Audio» был основан в 1972 г. в городе Балтимор, США.
Они, выпустившись с дипломами по физике и инженерной механике, «засели» в старинном особняке на краю города. Задались воодушевляющей целью – создавать акустические системы, которые будут превосходить качеством звука уже созданные ранее другими энтузиастами и выпускаемые фабричные модели. Ещё была цель — доступная цена. Им это всё удалось.
Характеристики Polk Audio R50
Тип | напольная, фазоинверторного типа |
Максимальная мощность | 150 Вт |
Импеданс | 8 ом |
Диапазон воспроизводимых частот | 40 — 24000 Гц |
Количество полос | 2 |
Чувствительность | 90 ДБ |
НЧ-динамик | 2*165 мм |
ВЧ-динамик | 19 мм |
Затрагиваемые вопросы
Дорабатывать мы сегодня ничего не будем, так как светлые инженерные головы придумали и сделали уже всё правильно, до нас. Шутка!
И так, что мы сегодня узнаем?
- Почему, на этой акустике, очень часто сгорает высокочастотное звено?
- Чего же не хватает в колонках за пятьдесят тысяч?
- Что-же это за странная надпись на ВЧ динамике — «dynamic balance»?
- За что мы платим не малые деньги, покупая Polk Audio?
Почему сгорает высокочастотный динамик?
Начнем с того — «по чему эти колонки оказались у меня?». У колонок сгорели пищалки.
Мэтью Полк с парнями (или их последователи — инженера-менеджеры) решили, что на колонку с двумя шести дюймовыми динамиками, по 60 ватт каждый, можно поставить пищалку диаметром всего 20 миллиметров! Такие пищалки обычно ставят на «полочники» с динамиком 3 или 4 дюйма. Ну и тут закрадывается вопрос — почему они так сделали? И кто в этом виноват?
Динамик очень сильно нагревался, в конце-концов он расплавился и сгорела сама катушка.
Почему на этих колонках были установлены такие высокочастотные динамики? А ответ простой — Потому что!
Нет объяснения! Ни логического, никакого. По всем нормам — там должны были стоять более мощные «пищалки», но по чему-то этого не было сделано.
Ремонт динамика «пищалки».
Не без труда, но удалось аккуратно вытащить сгоревший динамик из штатного места на площадке. В место него был установлен новый, 25 миллиметровый динамик, которые чаще всего устанавливают на напольные, мощные акустические системы, нежели 20 миллиметровые динамики.
Что бы в дальнейшей эксплуатации ВЧ динамик не сгорал от перегрева, я приклеил к магниту небольшой алюминиевый радиатор. Так он точно не будет перегреваться. Ну и как показывает практика, высокочастотные динамики просто так, без причины — не сгорают. Причины могут быть разные. Либо, что-то не то с усилителем, либо, что-то не то с кроссовером самой акустики.
В первую очередь был прослушан усилитель — с ним всё было замечательно. Значит причина в акустике. Нужно разобраться с кроссовером.
С первого взгляда на этот «кроссовер» — подозрительно много меди в низкочастотном звене.
Когда сгорел высокочастотный динамик, всю нагрузку стала принимать катушка ВЧ звена, которая стоит параллельно с ВЧ динамиком. От этого вздулся, вышел из строя полярный конденсатор на 12 мкф.
Немного разобравшись, стало понятно, что частота раздела между полосами — достаточно низкая. Она в пределах 1600 герц. Это и есть основная причина, по которой и сгорел высокочастотный динамик. Он играл слишком «низко» для него. По моему мнению — здесь просто не хватает хорошего и правильного кроссовера.
У акустики JBL точно такая же проблема.
Что за надпись на ВЧ динамике?
Надпись на высокочастотном динамике «dynamic balance». По мнению самих же парней из компании Polk Audio — это запатентованное дизайнерское решение. Как это влияет на звук — я так и не понял! По моему — это просто «понты». Может кто из вас подскажет нам, в комментариях?
Чего не хватает акустике Polk Audio R50?
Вот это самый главный и справедливый вопрос. За такие не малые деньги в этой акустике не хватает кроссоверов!
Кроссовер был рассчитан и изготовлен мной же. Для сравнения — на картинке видно размеры и качество комплектующих.
В новом построенном кроссовере нет ни одного сердечника в катушках. Все конденсаторы — пленочные и не полярные. Имеется цепь Цобеля, для компенсации импеданса.
Крепление кроссоверов в корпусе акустики
Как закрепить новые кроссоверы в акустике в принципе не представляется сложным. Можно попробовать прикрутить готовый кроссовер к стенке, но это немного не удобное решение. Технически это может стать проблемой.
Можно, как сделал я, соорудить на родных терминалах подключения дополнительное крепление для готовой платы кроссовера. Предварительно просчитать и просверлить отверстия в самой основе кроссовера, что бы детали не мешали крепить к терминалам наш кроссовер. Примерно такой же принцип на колонках BBK (Би Би Кей).
И к вопросу о деньгах — за что?
За какие заслуги мы отдаем не малые деньги, покупая Polk Audio R50? За что производители просят такие деньги?
В 2006 году эта пара колонок стоила 60 тысяч рублей. На тамошние деньги — это просто очень много! Единственное что внушает уважение в этих колонках, то это толщина корпуса акустики. Корпус имеет толщину 21 миллиметр! Явно не будет давать каких то призвуков. У Eltax Hollywood, например, толщина корпуса всего 8 миллиметров. И там четко слышно призвуки самого корпуса.
Но даже такая толщина корпуса не позволяет принять решение, что акустика стоит именно этих денег. Так как Eltax Hollywood, со своими тонкими стенками, играет много лучше, чем Polk Audio R50, с толстыми стенками корпуса.
Ещё, достойно уважение то, что каким количеством олова были припаяны старые (штатные) кроссоверы Polk Audio R50 к терминалу подключения. Что бы отпаять кроссовер от терминалов, пришлось воспользоваться услугами 100 ваттного паяльника, так как 40 ваттный не смог разогреть всю массу олова и контактные площадки. Теперь у меня появилась дополнительная масса олова для дальнейшей работы.
Демпфирование акустики
Далее, по плану, как обычно — демпфирование корпуса. Аккуратно раскручиваем и снимаем динамики.
Что бы задемпфировать корпус нам понадобится синтипон. Многие спрашивают — «какой толщины покупать синтипон?» В магазине не всегда бывает выбор нужного материала. И то, что есть — то и покупаю.
Одно скажу точно, что для маленьких полочников лучше брать синтипон по тоньше. Это для того, что бы не сильно скрадывать внутренний объем. А для больших напольников — можно купить синтипон по толще, так как в большом корпусе хватит объема и для синтипона.
На фото выше видно в каком положении находится синтипон внутри колонки. Производитель не постеснялся положить достаточно много синтипона, но учитывая стоимость акустики — можно было бы его и приклеить на фабрике более тщательно. Он местами был приклеен, но очень по чуть-чуть. Потому со временем просто отклеился и скомкался как попало.
Воспользуемся тем, что производитель поместил туда своего синтипона и не много добавим своего. Приклеим синтипон тщательно, постараемся закрыть все доступные участки корпуса. Хуже от проводимой доработки точно не будет, а наоборот!
Обычно я работаю с синтипоном используя клей ПВА. Он не дорого стоит, хорошо клеится к корпусу и не разъедает синтипон. Держит очень хорошо. Можно приноровиться и использовать маленький малярный валик (5-7 см шириной) или изготовить нечто подобное для равномерного нанесения клея внутри корпуса. Тогда синтипон точно никогда не отвалится и будет достигнут хороший эффект демпфирования.
Последние доработки
Осталось дело «за малым» — собрать всё в кучу. Установить кроссоверы на терминалы. Припаять провода от терминалов к динамикам. Терминалы установить на место. Припаять провода от терминалов к динамикам. Установить динамики на свои места.
Изначально, динамики подключались с помощью клемм. Принципиально — припаиваю! Это самый лучший и надежный контакт. Проверено и временем и опытом других людей.
Резюме
Закончил доработку акустики Polk Audio R50. Проверил качество звучания и остался очень доволен. У меня даже не было сомнений, что что-то будет звучать не так!
А для тех, кто имеет такую акустику у себя и хочет послушать разницу в звучании, то предлагаю повторить собственными руками мой опыт. Предлагаю вам посмотреть как это сделал я. Может что-то поможет вам из моего опыта.
Ну а сейчас на этом всё! Увидимся вновь!
Смотрите видео на моём канале, пишите отзывы и комментируйте — мне будет интересно узнать ваше мнение, получить ваши вопросы. Я постараюсь помочь и отвечу на все вопросы.
Оставляйте отзывы и комментарии и здесь, на сайте!
Это очень дешевые и самые отстойные колонки от Полк-аудио! Есть гораздо более крутые модели!
Какие были — те и улучшались. Ни кто и не говорил, что это хорошая акустика. И не было уверенности, что что-то получится, что не зря возились с доработкой. Просто она стала звучать лучше, чем с завода. А нужно было это делать или купить более дорогие колонки — решать нужно самостоятельно, ни кто ни кого не агитирует и не заставляет дорабатывать..
Доброго времени суток. Не давно приобрел такую акустику. Звук в принципе нравиться, но посмотрев Ваше видео -задумался. Если не сложно то в двух словах в какую сторону изменился звук. Мысли о доработке в голове сидят. В радиотехнике не много понимаю и фильтры спаять смогу, но вопрос — а стоит ли? С уважением Дмитрий.
Осмелюсь заметить, что большинство доработанной акустики звучит лучше, качественнее и по иному. Смысл есть дорабатывать, если вы готовы дополнительно потратить немного времени и средств на это дело. Разница в звуке по любому есть. Начинаешь слышать звуки в хорошо известных произведениях, которых ранее не слышал, их просто ваши колонки не имели возможности воспроизвести. Многие говорят о «звуковой картинке» — она всегда появляется, когда динамики работают на своих частотах и не «пыжатся» напрасно в других. Опыт говорит именно о том, что есть смысл в доработках, даже в не дешевых акустических системах.
Спасибо за внимание к теме!