Доработка акустики Cortland S-250 ( Часть 1 )

Доработка акустики Cortland S-250 Доработка

Меня зовут Владимир. И сегодня у нас, как и раньше, — доработка акустики. Всем доброго времени! Здравствуйте! Сегодня по плану —  доработка акустики Cortland S-250.

В моей практике по доработке акустики — Кортланды (Cortland) уже были. Были и Cortland STH-7000 и вот здесь можно посмотреть про доработку Cortland STH-5500  на моём канале в Ютубе. Кстати, там много интересного ещё есть… А теперь…

Доработка акустики Cortland S-250.

Теперь будем дорабатывать акустику  Cortland серии  «S» с каталожным номером 250. Система фронтальных колонок — трех полосная и низкочастотный динамик направлен в бок.

Доработка фронтальных колонок Cortland S-250

Краткий обзор акустической системы Cortland S-250.

В доработке — полный комплект акустики, который состоит из пяти колонок. Сабвуфер здесь не предусмотрен. Две колонки фронтальные (высотой 90 сантиметров). Три колонки окружающего звука — две задние (высотой 23 сантиметра) и центральный.

Фронтальная акустика на три полосы (трехполосная система), а остальные колонки на две полосы. Сабвуфер  не предусмотрен, почему, так как НЧ динамик 8 «. И они (эти два НЧ динамика), по сути, и являются сабвуфером всей акустической системы.

На самом деле, что бы этот НЧ динамик играл сабвуферную полосу, катушка, которая его обрезает, должна быть немного меньше не начатого рулона туалетной бумаги. 🙂

Как говорят в народе — меньше слов и больше дела! Приступим непосредственно к процессу!

История бренда Cortland.

С начала 80-х годов, компания Cortland является мировым разработчиком и производителем специализированных синтетических тросов. Да, так и есть! Но эта компания никогда не занималась иным производством, кроме как производя тросы и канаты из синтетических тканей.

Но кто же тогда является производителем акустики Cortland? Этот вопрос будоражит интернет и всех, кто лицом к лицу встречается с этими колонками в магазинах или на торговых площадках, типа Авито или Юла. Никто не знает точно, и даже не догадываются, многие — от куда этот бренд.

В 2000-х годах компания Эльдорадо организовала свой личный бренд и зарегистрировала его как — Cortland.  Товары этого бренда полностью «заточены» на звук. Под этим брендом выпускались, музыкальные инструменты, DVD-плееры, ресиверы и акустика.

Вспомним такой бренд как Эленберг (Elenberg), под которым тоже начинали выпускать электро чайники и фены. Это бренд той же компании — Эльдорадо.  Elenberg выпускали и акустику. И на том же самом оборудовании делались и колонки под брендом Cortland. Именно «делались». Нынче, что-то изменилось…

Колонки Cortland выпускались в городе Калининград, на заводе по производству бытовой техники под названием «ТелеБалт». Так что можно сказать, что это полностью отечественное производство. На заводе был налажено законченное производство колонок, кроме производства болтов. Метизы закупали под заказ на других предприятиях.

Описание ощущений от Cortland S-250.

Так как сталкиваюсь с колонками фирмы Cortland уже не в первый раз, могу точно и с уверенностью сказать — это колонки с очень большим потенциалом! И мы это сейчас обсудим.

Порадовал, так же, и модельный ряд акустики Cortland. Внешний вид у любой акустики этого производителя достаточно хорош, на твердую пятерку. Чего нельзя сказать о звуке.

Честно, я пытался использовать эту акустику без доработок для озвучивания телевизора и для просмотра фильмов. Если не прислушиваться и не вдаваться в детали, то кричит  хорошо, громко.

Иногда, но гораздо реже, использовал эти колонки для прослушивания музыкальных радиотрансляций, а иногда для фонового сопровождения музыкой работы по дому, с цифрового проигрывателя . Качество звука, по ощущениям, меньше чем на троечку!

Слушать эту акустику без доработки я уже не смогу. Увы, но человек быстро привыкает к хорошему. Так и мои уши, привыкли к звучанию доработанной акустики и назвать этот набор колонок — акустической системой, язык не поворачивается.

Разборка акустики Cortland S-250.

Низкочастотный динамик.

Сняв декоративную защиту, в народе называемую — «гриль». Он сделан из специальной ткани, очень похожую на женский чулок, через которую звук проходит вообще никак не задерживаясь и не преломляясь. Откручиваем четыре самореза. Весь динамик сабвуфера держится всего на четырех саморезиках.

Странно, но почему их там всего четыре? Достаточно большой «лапоть» и на четырех точках крепления! Маловато будет! Но это не проблема, при сборке добавим ещё четыре самореза на каждый саб-динамик. Думаю, этого будет достаточно, для надежного крепления.

А низко частотный динамик достоин уважения. Имеется дырочка для выхода воздуха из внутренней области катушки. Магнит — что надо, мощный! Достаточно жесткий подвес. И как обычно, по традиции, ни грамма демпфирования внутри низкочастотной камеры! Как так?!

Сам диффузор у НЧ динамика — бумажный. И он достаточно легкий. И точно такой же динамик установлен на одном из моих сабфуферов. Могу сказать, что это хороший динамик! Думаю, что после доработки он будет играть достаточно хорошо.

Сама низкочастотная камера выполнена практически на всю колонку. Осталось совсем не много отдельного пространства с лицевой стороны, под ВЧ и СЧ динамики.

Высокочастотный и среднечастотные динамики.

Что бы продолжить разборку и снять высокочастоный и среднечастотный динамики, понадобится с лицевой панели снять так называемые «очки». Это пластиковая декоративная накладка, которая выполнена из достаточно мягкого пластика и сделана внешне «под алюминий». И снимать её нужно очень осторожно, что бы не поцарапать сам корпус и не сломать непосредственно накладку.

Крепится рамка на четырех пластиковых направляющих, которые расположены около ВЧ динамика. А вокруг больших динамиков наблюдается небольшое количество, то ли мастики, то ли термо-клея. Он слегка придерживает «очки» и не дает им отвалиться.

Но предполагаю, что при достаточно громком воспроизведении музыки на этих колонках, от вибрации динамиков, эта рамка вполне могла бы отвалиться. Её бы следовало закрепить как-то иначе, по надежнее.

Сняв декоративную накладку, открывается доступ к саморезам, которые держат ВЧ и СЧ головки. В моём случае, на одном из ВЧ динамиков не хватало одного из саморезов. Сэкономили!

ВЧ динамик.

Но и тут было иное удивление! Высокочастотный динамик имеет свою собственную, отдельную  камеру! Это позволяет внедрить сюда хороший высокочастотник, который будет работать в своей камере. Остается только подобрать и установить другой ВЧ динамик.

Высокочастоный динамик довольно странной конструкции. В случае, если катушка сгорит, то динамик будет не ремонтопригоден. Каким образом она вклеена в корпус — не понятно. Но в дальнейшем всё выясним.

А так было бы хорошо, разобрав динамик, просверлить в керне отверстие миллиметров на 10. Тем самым использовать ту самую камеру для ВЧ динамика, которую производитель заготовил при проектировании АС, но по какой-то причине её не использовал.

СЧ динамики.

Два среднечастотных динамика подключены параллельно. Пластиковые рассеиватели в центре, в простонародье «пуля» выполнены из цельного пластика. Обычно они полые внутри, как на Cortland STH-5500. Это немного упрощает доработку — не нужно заполнять полости эпоксидкой.

Вывод, после разборки и осмотра.

Проведя эти работы, я так и не выяснил, почему акустическая система играет отвратительно? Почему эту конструкцию нельзя назвать колонками? Хотя с первого взгляда всё сделано достаточно качественно и по сути, акустика должна играть хорошо.

Кроссовер Cortland S-250.

Вот и нашлась причина, по которой эта акустика так отвратительно звучит. Предполагаю, что всему виной этот заводской кроссовер.

Подозрительно мало индуктивности, электролитические конденсаторы. Всё по старой, не совершенной, но отработанной схеме — потратить поменьше, заработать побольше.

После небольшого расчета будет всё ясно и смогу аргументированно объяснить — почему акустика не звучит.

Предварительные расчеты заводского кроссовера Cortland S-250.

Прошло немного времени и разрешите продолжить.

Этот кроссовер — просто какое-то недоразумение! Что ещё тут можно сказать? Выяснились интересные и не понятные параметры заводского кроссовера данной акустики.

Высокочастотник играет с 3000 герц. Видимо по этому он до сих пор не сгорел.

Среднечастотник фильтруется и играет с 2500 до 5500 герц! Зачем? Для меня это остаётся загадкой.

А низкочастотный динамик, по традиции, играет всю полосу, без фильтрации, которую он может играть!! Это видимо основная причина, по которой слушать эти колонки в принципе невозможно, даже когда смотришь телевизор.

Рассчитываем новый кроссовер!

Вывод однозначный — нужно делать новый, правильно рассчитанный кроссовер. Но что нужно, что бы собрать «правильный» кроссовер?

Что бы фронтальная пара и другие колонки окружающего звука играли одинаково, частоты раздела кроссоверов нужно выбирать такую, что бы они подходили для всех пяти колонок.

Считаю, что частоту раздела нужно выбрать 3000 герц. Почему? Хотя бы по тому, что производитель сделал это, наверно, совершенно случайно. А частоту раздела между НЧ и СЧ динамиками можно выбрать в районе 500 герц. Думаю, это будет самым оптимальным вариантом для этой акустической системы.

Ну вот, с частотами раздела определились. Давайте определимся, что ещё необходимо?

Замеры активного сопротивления динамиков.

Завод производитель, предлагает использовать сопротивление высокочастотного динамика — 6 Ом. Включаем прибор, в народе именуемый — цифровой тестер. Устанавливаем предел измерения до 200 Ом.

Активное сопротивление высокочастотной головки (твиттера) получается 6,6 Ом.

Точно так же измеряем низкочастотную головку. Производитель на корпусе указал, что этот динамик 6 Ом. А на самом деле, её сопротивление — 5 Ом. Разница в 1 Ом уже о чем-то говорит.

А теперь измеряем сопротивление среднечастотных динамиков.

Так как среднечастотные головки в данной акустике работают «в параллель», то и замерять будем 2 головки включенных параллельно. Две среднечастотные головки, с заявленным сопротивлением  12 Ом каждая, дают 4,9 Ом. «Хороший» момент! Доверяй, но проверяй!

Замеры для цепочки коррекции Cortland S-250.

Следующим, будет замер параметров для расчета цепей коррекции. Основная цепь коррекции здесь будет — цепь Цобеля. При таком большом размере динамика ему просто необходима эта коррекция.

Цепь Цобеля препятствует уменьшению сопротивления с ростом частоты.

Для расчета цепи коррекции нам понадобятся: частота среза фильтра и активное сопротивление динамика. А ещё понадобится значение индуктивности звуковой катушки.

Продолжаем измерение НЧ динамика. На тестере выставляем — измерение индуктивности. не на каждом тестере есть данный параметр измерения. И проводим замер.

Индуктивность нашего низкочастотника составляет 2,34 миллиГенри. Это просто «конская» индуктивность! Такой индуктивности я ещё не видел, понадобится оооочень большая ёмкость конденсатора.

И так, подводя итог под выше сказанному, частоты раздела, условно, принимаются между низкочастотным и среднечастотным — 500 герц. Частота раздела между среднечастотным и высокочастотным динамиками — 3 кГц.

На этом вроде всё и заканчивается, далее следует расчет и изготовление «правильных» кроссоверов. И в другой части мы установим кроссовер на место и послушаем, что из этого получилось.


Далее размещен мой ролик — Доработка акустики Cortland S-250 ( Часть 1 )

Что бы не пропустить новые ролики и новые статьи, подписывайтесь на мой Ютуб-канал и не забываем подписаться на новые статьи сайта – получите свежие новости самыми первыми!

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом — напишите и мы обязательно примем меры к изучению вашего мнения и опыта. И вы сможете сделать это на нашем сайте! Не забывайте про Авторские права.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: