Доработка акустики Cortland A-7. О кроссоверах, корпусе и динамиках

Доработка

Продолжу свою повесть о доработках Cortland A-7. Сегодня расскажу о внутренностях и кроссоверах, используя всего 2300 слов. Ведь основная доработка акустики — изготовление или доработка самих кроссоверов. А доведения до ума корпуса, можно сказать — второстепенная задача. Но доработка корпуса — не маловажная часть, и не стоит пренебрегать этим.

В этот раз, начиная эксперимент, я не делал с корпусами ничего, от слова — абсолютно! На фото будет видно. У меня была задача — проверить, как будут, и будут ли вообще, звучать колонки, если заменить только кроссовер, а доработку корпуса и корзин динамиков пока не производить.

Для тех, кто случайно попал сюда и начал с интересом читать про акустику Cortland A-7, кто не видел объявление о начале и не читал статью-тизер, рекомендую сначала её почитать — она находится здесь (Часть 1″), а потом вернуться сюда назад и продолжить чтение. Там — предисловие и рассказ о приобретении, краткий обзор характеристик. А здесь находится статья (Часть 2), где я пытаюсь описать свои впечатления после прослушивания Cortland A-7 со своими кроссоверами. Данная статья получается как «Часть 3».

Всем читающим — приветствие и Доброго здравия!

Про кроссоверы Cortland A-7

Теперь начну рассказ про кроссоверы акустики Cortland A-7. Сначала разберемся с заводскими. Смотрите на фото — что думаете? Хорошие кроссоверы?

Заводской кроссовер акустики Cortland a-7

Я скажу: очень даже хорошие! И размер самого кроссовера, его вес. И к комплектующим — нет особых претензий. А проволока использована, которой намотана катушка на НЧ,  — точно 1-1,2 мм. Вторая катушка для СЧ канала там проволока чуть тоньше. На ВЧ — 0,5-0,7 мм, а не волосы какие.

Обращу ваше внимание на то, что на этом фото выше отсутствует резистор между двух катушек. Там стоит перемычка. И заменен резистор рядом с конденсатором на меньшее сопротивление, чем было. Позже поговорим о самой схеме этого кроссовера, в другой статье. Этими манипуляциями я пробовал чуть приподнять уровень громкости высоких частот. Мне это удалось — высоких было больше, и не нужно было «баловаться» с регуляторами ВЧ на усилителе — все регуляторы тембров стояли на «0». Но это не внесло каких то значительных улучшений в звук, хотя и искажений на слух — не добавилось.

При замерах измерительным микрофоном, был виден подъем высоких. Но на родных кроссоверах, в которые я «не запускал свои ручки», уровень ВЧ — в порядке.

Фото для сравнения — кроссоверы акустики «DALI Mentor 2» из интернета. Да, эти колонки стоят почти в десять раз дороже Cortland A-7 и сделаны по чистой трехполосной схеме, в отличии от наших «клиентов». Но давайте посмотрим — из чего сделан тамошний кроссовер.

Кроссовер акустики DALI Mentor 2
Кроссовер акустики DALI Mentor 2

Да, в кроссовере Dali использованы катушки без сердечника, даже каркаса, что по меркам аудиофилов — большой плюс. И не только они так считают — мы тоже так думаем и потому редко используем сердечники для катушек индуктивности в кроссовере.

Резисторы BENNIC — очень похожи на простые керамические с известного сайта из Китая. Но фабрика производителя указана как — Тайвань (ссылка странички на их оф.сайте). Подозреваю, это может означать только то, что произведены они могут быть и в Китае и в Тайване, что одинаково географически, но качество может и отличаться, так как подделок хватает и сейчас.

Конденсаторы использованы металлизированные полипропиленовые и неполярные электролитические фирмы Bennic (ссылка странички на их оф.сайте), производства Тайвань. Похоже, что они именно от туда. А качество фирмы BENNIC вроде как не вызывает отрицания в среде меломанов и аудиофилов, которые понимают в кроссоверах.

Но по сути, ничего супер-дорогого тут нет, кроме как самого провода — надеюсь, что это чистая медь, а не омеднение алюминия… А про цену акустики и говорить не будем. Она достаточно хорошая — примерно 1500 зеленых бумажек они стоили в 2009 году.

Так о чем я? О качестве сборки кроссовера DALI Mentor 2 и кроссовера Cortland A-7. Мне кажется, что Cortland выигрывает. Как звучат DALI — я не знаю, не слышал, но наверняка очень хорошо. Но и A-7 — звучат отлично! А тем более после доработок. Я к тому — зачем платить больше, если можно получать удовольствие и от недорогой акустики? Хотя, есть такое, что хочется ездить на Лексусе, чем на такой же модели Тойоты, ведь брэнд «Lexus» как-то богаче и круче считается, и по ощущениям будет казаться, что Лекс — круче. Но по сути — одно и то же, только стоить Тойота будет меньше..

Раздумья про порядок кроссоверов

Что тут думать — про порядок? Ну у меня появился азарт — что можно получить ещё с этой акустики, используя всё компоненты и устройство неизменно, кроме кроссовера? Акустика Cortland A-7, с завода, имеет кроссовер в 2,5 полосы.

Про назначение компонентов и их работу в составе кроссовера — можно почитать здесь. Это статья расскажет про назначение кроссовера и коротко — как он работает в акустической системе.

А про порядок кроссоверов для Cortland A-7 готовится статья. Подпишитесь на новости сайта и узнаете сразу о выходе новой статьи.

Так вот, я решил попробовать сделать из 2,5 полосной акустики — 2-х, а потом и 3-х полосную. Но тут сразу скажу, что это технически не сложно. Подвести провода от динамиков к 2-х полосному кроссоверу не составит труда. Но проблема в том, что корпус не позволяет «играться» и сделать чистую двухполоску или трехполоску.

Потому, принял решение — не париться по поводу корпуса, не вдаваться в расчеты по объему корпуса для НЧ и СЧ динамиков. Проблема в том, что у верхнего СЧ-НЧ динамика есть своя отдельная камера и она значительно меньше камеры для НЧ-динамика. К тому же, НЧ-динамик работает с фазоинвертором, выведенным назад колонки, а у СЧ-НЧ полностью закрытая камера.

ВЧ-динамики тут в расчет не берутся — у них нет камеры, они работают из под алюминиевой накладки, которую можно назвать «рупором» для каждого ВЧ-динамика. «Рупор» — это конечно громко сказано. Просто некое утолщение со скошенными краями. Весь корпус пищалки (их две) находится под декоративной накладкой. Видно только сам тканевый (шелковый) купол. И ВЧ — работают параллельно (по схеме будет видно).

Разборка Cortland A-7

Разбирается колонка просто. Все саморезы — на лицевой части колонки. Очень аккуратно откручиваем саморезы на больших динамиках и на декоративной алюминиевой накладке. Аккуратно для того, чтобы резьба в корпусе осталась по возможности целая, чтобы не пришлось её восстанавливать и заново нарезать.

Были попытки у «шурика», а точнее у биты — соскочить и продырявить динамики. Потому и говорю, что — аккуратно!

Динамик СЧ-НЧ

На фото отчетливо виден магнит динамика. Впечатляет! Особенно, если учесть размеры корзины — не очень то и большая она. Хороший магнит — повод хорошей работы мощного динамика. Сделан динамик очень аккуратно! Придраться не к чему. Видно на фото его параметры — 12 Ом и заявлена мощность — 60 ватт. Кто производитель — нет сведений, не указано на динамике, да и в интернете не удалось найти. Но лейбла — Cortland имеется.

динамик СЧ-НЧ акустики Кортланд А-7

Удивился я и тому, что нет клемм на динамиках! Очень часто, даже на дорогой акустике используются клеммные подключения. Да, это удобно, когда предполагается снятие динамиков и отсоединение клеммами — очень удобно. Но как часто приходится разбирать акустику, что бы доставать динамики, отсоединять их от кроссовера?? Как часто? Да ни когда!

динамик СЧ-НЧ акустики Кортланд А-7

И к тому же, клеммы считаются совсем не правильным способом подключения динамиков. С годами, метал окисляется, что влечет за собой коррозию и отсутствие или очень плохой контакт. А в акустике — это будет сразу слышно. К тому же, усилитель тоже будет вести себя — как «в недоумении. Что происходит? Где делся динамик? А вот он.. и снова его нет! Наверно попробую спалить его или сам подымлю». Это конечно юмор, но плохой контакт — вызывает много последствий. Кто автовладелец — поймет.

ВЧ-динамики

В Cortland A-7 все провода припаяны к клеммам динамиков. И это тоже ещё один параметр, который может влиять на качество воспроизводимого звука.

ВЧ динамик акустики Кортланд А-7

На фото выше — ВЧ-динамик. Второй выглядит точно так же. Динамики измерялись тестером — все сопротивления соответствуют, но немного разброс, всё же, имеется (5,8 — 6,1 Ом на четырех динамиках). Написано, что ВЧ-динамик имеет 6 Ом и рассчитан на 15 ватт, но про мощность — я немного сомневаюсь.

Внешне, ВЧ-динамики выглядят не очень презентабельно. Их корпус полностью спрятан внутри, и лицевая часть прикрыта декоративной накладкой из алюминия. И остается видна только рабочая часть — крашенный шелковый купол. Потому, к динамику, по внешности — нет претензий. Потому что — дешевые они. Но найти сейчас такие же на известном сайте мне не удалось. Хотя до обновления сайта — у двух продавцов они были… очень жаль, что нельзя будет поставить новые. А заменить на другие — технические сложности возникают. Пока этот момент опустим.

ВЧ динамик акустики Кортланд А-7

Вот на фото, видно, как они крепятся в корпусе. Кстати, та часть (камера), где установлены ВЧ — предназначена для СЧ-НЧ-динамика, который стоит в верхней части колонки. И тут я не заметил никаких уплотнительных прокладок — ни на ВЧ, ни на СЧ-НЧ динамиках. Ну если так подумать, то в верхней части работает активно только один динамик и в только в СЧ-режиме. Но наличие такой большой камеры для динамика — подразумевает его хороший рабочий ход. И свисты наверняка имеются — не проверял. Но планирую, позже, устранить этот недостаток, на всякий случай.

Замечу, я не забыл, но обращаю ваше внимание на то, что на больших динамиках имеются наклеенные уплотнительные колечки. Но они не везде прилегают к корпусу. А тем более плотно. Потому, нужно будет уплотнить дополнительной самоклеющейся лентой. И ВЧ-динамики проклеить — там вообще нет ничего — пластиковый корпус и крашенное МДФ.

НЧ-динамик

Разборка акустики Кортланд А-7

Замечу, проводки к разным динамикам — разные. Потому, перепутать их повторное подключение — нужно умудриться. А вот плюс и минус — нужно проконтролировать. Кстати, в другой раз буду разбирать схему родного кроссовера и у меня остался вопрос — почему производители выбрали именно такое подключение этих двух динамиков? Какое? — будет в другой статье.

Но динамики абсолютно одинаковые, а кроссовер подрезает чуть полосу для СЧ-НЧ. И СЧ играет, как бы, ту же полосу, что и НЧ. Но даже на слух слышно, что звуки они издают немного разные. К тому же, камеры у них разные.

камера для НЧ-динамика акустики Кортланд А-7

Немного про наполнение акустики и расположение компонентов расскажу. На фото выше — место установки НЧ-динамика. Синтепон чуть приклеен к боковым стенкам. И динамик «играет» непосредственно «сюда». Ниже от динамика, камера не содержит синтепона и каких либо звукопоглощающих материалов — просто пустой ящик с выходом фазика на заднюю стенку..

камера для НЧ-динамика акустики Кортланд А-7

На противоположной стороне корпуса, там где находится порт терминалов видно кроссовер. Он крепится непосредственно к самому терминалу изнутри, на четыре маленьких саморезика, которые готовы отломиться в любой момент. Очень хлипкое крепление. Если случится падение колонки или серьезное сотрясение при транспортировке, что противопоказано любой акустике, то кроссовер точно оторвется. Было бы лучше, если бы кроссовер был тупо прикручен к корпусу. Но что есть, то есть.

кроссовер акустики Кортланд А-7

Заметил один забавный момент. Все провода, идущие от динамиков, припаяны к плате через специальные отверстия, как обычно и делается при изготовлении плат — специальные отверстия для пайки проводов. А провода от второго ВЧ-динамика, припаяны уже с обратной стороны. Провода достаточно толстые и видимо просто не влазили в подготовленные отверстия  🙂 .

кроссовер акустики Кортланд А-7

Так же, к обратной стороне платы припаяны и провода от клемм терминалов. Это как бы не назвать — «неправильным» подключением. Это всё же — пайка, а не разъемы, как иногда бывает в акустике (не обязательно дешевой!). Но припаяно мощно!

кроссовер и терминалы акустики Кортланд А-7

Вытаскивается кроссовер вместе с терминалами не сложно, через своё отверстие. Открутил четыре саморезика и вытаскивай. Тут тоже, нет ни каких уплотнительных прокладок и сама крышка терминалов достаточно хлипкая, как и многие терминалы любых колонок. Вполне вероятно, что через некие маленькие щели под крышкой терминалов будет проходить воздух при активной работе НЧ-динамика.

Здесь конечно мало что можно придумать и улучшить, но проклеить мягкую ленту, как на динамиках, не помешает. Чуть ниже находится порт фазоинвертора и через него, замечу вам, активно сквозит, а значит и через некие щели будут присвистывать «лишние звуки».

фазоинвертор и терминалы акустики Кортланд А-7

Про электрику

По электрической составляющей, самой схеме, мы поговорим в другой раз. Но что сразу «бросилось в глаза» то, что провода здесь достаточно мощные и сечение как минимум 1-1,2 мм2. Изоляция толстая и провода кажутся ещё толще. Но этого сечения достаточно для нормальной работы имеющихся динамиков. Хотя в новых кроссоверах я не использовал эти провода, поставил 1,5 в силиконовой изоляции, прозрачные, то что нашлось в ящике..

Удивило ещё одно. Провода от ВЧ-динамиков идут каждый по отдельности и уже на плате кроссовера припаиваются вместе. Интересный момент и думаю — правильное решение. Хотя для таких ВЧ — это излишне.

внутренности и корпус акустики Кортланд А-7

Про корпус Кортланд А-7

На фото выше видно глухую перегородку между камерами НЧ и ВЧ-НЧ динамиков. Усилены стыки — чисто символически. На одной колонке, два таких брусочка просто валялись на дне. Я их смог достать, когда снял все динамики и вынул синтипон. Назад прикрепить — не представляется возможным, доступ очень ограничен.

перегородка между НЧ и СЧ-НЧ динамиками акустики Кортланд А-7

Толщина стенок акустики тоже порадовала! Скажу честно, точно замерить — забыл. Но по ощущениям там 18 или 20 мм! При чем везде толщина одинаковая. Исключение составляет только лицевая часть, где закреплена (не понятно как — на саморезах изнутри и проклеено?) черная панель из того же МДФ, но фрезерованного и прокрашенного краской. Получается, что эта панель усиливает лицевую стенку и не дает ей создавать какие либо дополнительные звуки, вибрацию.

Колонки закрываются задней крышкой, которая клеится на уже подготовленные крепления (бортики). На задней части внутри — видны подтеки клея вдоль всей задней части. Вероятно, что под виниловым покрытием есть и саморезы, которыми крышка притянута, для верности. Многие колонки именно так и собираются. А потом уже через отверстия для динамиков устанавливается синтипон, а динамики вообще прикручены сверху.

Это не то что в советских колонках — декоративные накладки, скрывающие болтики для динамиков, и куча саморезов в задней крышке, через которую можно без труда добраться до всего содержимого колонки…

И тут, разговор прерывается, радист пытается восстановить связь, но тщетно — радиостанция перегрелась и требует некоторого перерыва.

Это мой экспромт…

Я здесь пока закончу. Хотя можно еще что рассказать, но будет ли это важным… Конечно важно! А про сами кроссоверы поговорить!! Конечно поговорим, это как раз то, ради чего вы читали эти строки, надеюсь до конца. Но это будет темой для другой статьи. Очень хочется верить, что некоторые полностью читают то, что здесь написано… Комментарии мало пишут. Может лень, а может закрывают страницу, сочтя все эти разговоры пустыми…

Подпишитесь и получите оповещение о выходе новой статьи. Положите в закладки и заходите почитать, как будет время или интерес.

Прошу не принимать все сказанное — как науку, просто имейте ввиду.


Есть ещё интересные темы, которые хочется обсудить, спорные моменты, музыкальные треки, на которые хотелось обратить ваше внимание. Не отходите далеко, а лучше подписывайтесь на наши новости.

Будем рады вашему вниманию и комментариям. Вам не трудно — проголосуйте за эту статью. Буду примерно знать ваше мнение о сказанном.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями — напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.


Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Возможно, некоторые фото или тексты, для данной статьи, взяты из открытых источников интернета, для примера и ознакомления. Если не указано иное, то не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права — сообщите об этом в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: