Чем дорогие колонки отличаются от дешевых?

Чем дорогие колонки отличаются от дешевых? Акустика

Покупая новые колонки (это могут быть акустические системы из магазина — новые, или через объявления, бывшие в употреблении), просто взамен своих старых, задается вопрос — Чем дорогие колонки отличаются от дешевых? Каковы параметры границ — дешевые и дорогие? Чем реально они могут отличаться, кроме цены и размеров? Об этом сегодняшние рассуждения.

Интересующимся — приветствую!

Цена колонки

Не является показателем качества — цена, этот вопрос мы обсуждали ранее здесь. Это конечно спорно, но так бывает, что дорогие колонки могут играть хуже недорогих, при одинаковых условиях. Как же так? Об этом чуть ниже, там много факторов.

Слушая дешевые или дорогие акустические системы мы можем определить стиль песни, исполнителя, можем услышать слова текстов. Так же, мы можем практически одинаково получить стерео-картинку и представить себе исполнителей на сцене. Но тогда что получают те, кто покупает дорогую акустику, и чем «довольствуются» владельцы дешевых систем? Зачем платить больше?

Чем хороши дорогие колонки?

Сначала определимся с ценовой категорией — «дорого-дешево». По общепринятому мнению любителей качественной музыки нижний порог заканчивается примерно на 1000 зеленых бумажек. Далее, уже начинается другая ценовая категория акустики. Дорогая акустика может дать новые слуховые ощущения и впечатления любому слушателю. Вот за этим все и гонятся, покупая каждый раз акустику всё дороже — за качеством звука!

Там можно услышать больше музыкальных деталей, звуков, эффектов. Например, легкие удары барабанных палочек по тарелке;  движение воздуха от вздохов исполнителя; как двигаются пальцы по грифу гитары. Аудиофилы говорят, что создается ощущение полного присутствия, как будто вы в концертном зале. Вы будете слышать каждый инструмент именно там, где он и был при записи, и вам будет казаться, что вы находитесь прямо в гуще музыкальных событий.

Иначе сказать, слушая хорошие колонки вы как будто слушаете в живую, а от дешевых колонок получите эффект прослушивания простого громкоговорителя. Это конечно утрированно, но суть такая.

Чем отличается высококачественная акустика от бюджетной?

Нет гарантии, что если вы потратите на акустику больше денег, то звук будет качественнее. Качество звука зависит от многих факторов, в основном, это подготовка помещения для прослушивания вашей акустики (немного мы разговаривали здесь и здесь). Там можно найти серию статей по этой теме.

В действительности, получается так, что некоторые, очень дорогие акустические системы, создаются специально для аудиофилов. Это акустика не даст повода сомневаться аудиофилу в точности звука, хотя производство основано на устаревших технологиях и философии дизайна. Да, наука показала и опыт доказывает, что «аудиофильская» (дорогая) акустика может звучать хорошо. Но разработка высококачественной акустической системы сегодня — не обязательно будет стоить дороже, чем разработка бюджетной модели, выпускаемой на конвейере.

Есть несколько моментов, которые дают понять, что именно эта акустика разработана, собрана и позиционируется как высококачественная акустическая система. Именно эти «нюансы» отличают дорогую акустику от бюджетной модели. На что следует обратить внимание при выборе новой акустики для дома, если вы решились потратить намного больше денег.

Жесткий корпус колонки

жесткий корпус колонки с демпфированиемВсе корпуса любых колонок выглядят как «прямоугольная коробка» с отверстиями для установки динамиков. Именно эта конструкция оказывает огромное влияние на качестве звука. Прочность корпуса акустики — важная составляющая качественного звука. Любой корпус имеет тенденцию резонировать (вибрировать) на какой-либо звуковой частоте.

От этого эффекта очень сложно избавиться и потому, каждый разработчик акустики считает, что резонанс корпуса — это главный врагов звука. Ведь наличие каких либо призвуков в воспроизводимом звуке будет сильно мешать и раздражать слушателя наслаждаться «чистым звуком».

Потому, проектируя дорогие колонки, элитные акустические системы, инженеры стараются рассчитать и минимизировать резонансы корпуса, используя дорогие материалы. Используется толстый лист ДСП, а чаще — ДВП (medium-density fibreboard, MDF), не менее 2см. Иногда корпус полностью выполнен из твёрдой породы дерева.

Недорогая акустическая система может внешне выглядеть как «элитная», даже материалы могут использоваться очень не дешевые. Но «дешевая» акустика будет пустой внутри, в отличии от «дорогой». То есть, в более дорогую модель будут устанавливать специально рассчитанные и изготовленные распорки, для придания дополнительной жесткости корпуса.

Дорогие колонки имеют корпус, который внутри демпфирован минватой, синтепоном. Все эти дополнения сводятся к одному — подавить стоячие волны, которые иногда возникают внутри колонки. Эти «стоячие волны» способны сильно ухудшить характеристики акустической системы, но внесение таких «мелочей» при проектировании и сборке может препятствовать возникновению этих самых волн.

Как определить «резонансный корпус колонки»?

Имеется простой «колхозный» способ, безо всякого оборудования, определить неприятные резонансы корпуса колонки. Конечно, это не профессионально, но это может о многом сказать перед покупкой понравившейся акустики.

Нужно легко постучать костяшкой указательного пальца по стенке колонки. Если звук похож на тот, который слышно, когда постучишь по кирпичу, то стенка корпуса толстая или очень хорошо задемпфирована. Эта система — стоит внимания! Можно продолжить изучение её характеристик и обязательно прослушать, хотя последнее — не показатель того, что звук понравится, и он будет таким же и дома. Об этом тоже уже говорили.

Дорогие колонки и качественные динамики

Качественные динамики HecoОчень важную роль в качественном звуке «играет» сам динамик. Этот пассивный электроакустический прибор, предназначенный для преобразования сигналов звуковой частоты из электрической формы в акустическую. Динамики подразделяют на НЧ (низкочастоные, вуферы), СЧ (среднечастотные) и ВЧ — твитеры (только для высоких частот).

В недорогой акустике используются не такие мощные динамики, как хотелось бы. Чем больше, например размер НЧ-динамика, тем выше его качество (качество звука). Ведь маленький и слабый НЧ-динамик не сможет воспроизвести большую амплитуду колебаний, не сможет воспроизвести глубокий бас.

Дорогие и качественные колонки имеют динамики НЧ и СЧ диапазона, в которых  используются жесткие диффузоры (диафрагмы). Очень часто они изготавливаются из алюминия, титана, углеродного волокна, древесной массы или набора из нескольких материалов. И чем мощнее они будут, тем легче им будет воспроизводить качественный звук.

Сам материал, из которого изготовлен, грамотно сконструированный диффузор, никакого прямого влияния на звук, не оказывает. Чем жестче диафрагма, тем меньше вероятность искажений звука.

Твитер Morel

Твитеры же, могут изготавливаться из металла, ткани или пластика. Самые распространенные динамики — с металлическими или тканевыми твитерами. Большой процент качественных твитеров — «ленточные». Они они изготавливаются из тонкой пленки — майлара, алюминия, каптона или другого материала. Они предназначены исключительно для качественного воспроизведения высоких частот.

Чем жестче диффузор громкоговорителя, тем меньше он создает резонансов, а значит — музыка будет восприниматься четче, правильнее и приятнее.

Не каждый любитель качественной музыки сможет точно определить «качественный» динамик только взглянув на него. Хотя, если знать — куда и как смотреть, то можно определить — стоит ли динамик тех денег или нет.

Неискушенного человека, маркетинговые заявления производителя, рекламные буклеты и паспортные данные на акустику и динамики, часто вводят в заблуждение. Но если производитель сам рассказывает и показывает — что и как сделано, и почему именно так, то это означает, что скрывать ему не чего и он очень серьезно подходит к своему делу.

Хороший кроссовер

Что такое кроссовер — мы уже говорили здесь.  Но немного напомню. Это пассивная электрическая схема, которая позволяет разделить аудиосигнал на низкие частоты — для вуфера (НЧ-динамика), на высокие частоты — для твитера (ВЧ) и на средние частоты — для среднечастотного динамика. Иначе, это фильтр, который позволяют разработчику сделать так, что бы каждый динамик играл свои частоты и не искажал того, что не в состоянии играть.

На фото, для примера, показаны высококачественные динамики и кроссоверы для колонок JBL Project EVEREST DD67000. Для каждого динамика — свой кроссовер! Это конечно круто! Но почти всегда, кроссовер собирается на одной платке, которая крепится или к терминалу или укладывается на дно корпуса колонки, иногда даже в отдельную от динамиков камеру.

Увидеть качество кроссовера не удастся, не разобрав колонку, не сняв пару динамиков или терминал в задней части колонки. Но, даже увидев его, не каждый поймет — качественный фильтр там или «так себе». Часто, производители используют именно кроссовер при определении варианта снижения себестоимости акустики.

Доработка кроссоверов

Чтобы снизить стоимость колонок, а покупатели при этом ничего не заметили, инженеры упрощают схему кроссовера. Но это вносит свои коррективы в звук акустики. И после доработки такого (упрощенного) кроссовера, звук может стать совершенно другим! Он становится более «сочным, прозрачным и правильным». Иначе никак не объяснить появление нового качества от акустики, которая и стоить может совсем не дешево.

Интересный опыт по доработке Cerwin Vega и Radiotehnika S-400M говорит именно об этом — качественный кроссовер (правильный кроссовер) — залог отличного звука!

Хорошие кроссоверы можно найти в дорогих колонках, но судя по отзывам на форумах — это совершенно не обязательно будет так. И в дорогих колонках, стоимостью более 1 тысячи зеленых бумажек, можно встретить кроссоверы, которые состоят из двух-четырех деталей из расчета на 3 динамика. А это очень плохо сказывается на звуке акустики. Разницу можно услышать только тогда, когда будет проведена замена только кроссовера (молчу про доработку корпуса и демпфирование), на более качественный (правильный), с качественными комплектующими.

Простого, дешевого кроссовера может хватать для получения приемлемого звука при прослушивании музыки на низкой громкости. Но наверняка, это будут совсем не те колонки, которые хотелось бы слушать громко и долго, не задумываясь о замене на более лучшие.

Не будем влазить в детали, о которых мы говорили в статье про кроссоверы. Только сделаем выводы — если кроссовер заявлен «второго порядка», то можно сказать, что производитель в этой акустике не сильно экономил на кроссоверах. Лучший вариант будет, если кроссоверы «третьего порядка». Они лучше фильтруют свои полосы пропускания и динамики играют только тот звук, на который они рассчитаны и ни как не помогают своим соседям.

Хороший кроссовер — признак дорогой акустики.

Контроль качества

На сегодняшний день, существует мнение, что качество акустики ещё зависит от фабрики на которой её изготавливают. Считается, что Китай и заводы в азиатских странах выпускают не качественную акустику. Да, отчасти так и есть. Контрафакт (подделка) имеет место быть. Да и много маленьких фирм, которые пытаются «залезть» в этот рынок. От того и качество страдает, что комплектующие не качественные, сборка — «на коленках», экономия на всём.

Но это не означает, что если «сделано в Китае» то это обязательно плохо. Сейчас производство практически всегда передается на аутсорсинг зарубежным фабрикам, для удешевления продукции. И контроль за качеством на этих фабриках сильно отличается друг от друга.

Хороший контроль за качеством — залог выпуска качественного продукта. И чем жестче контроль, тем большую плату с производителя должен взимать завод, потому что у него будет более высокий процент брака и больше единиц, которые необходимо отремонтировать или утилизировать. Часто, многие фабрики-производители аудио-аппаратуры нанимают своих специалистов, которые следят за качеством работы, мониторят производство в целом, а это может значительно увеличивать себестоимость конечного продукта.

Качество производства контрактного музыкального оборудования на фабриках в Азии не обязательно хуже, чем в Северной Америке или Европе. Часто бывает даже наоборот. Производители более дорогих и высококачественных акустических систем делают ставки на производствах, которые по их мнению, могут выпускать неизменно хороший продукт. Потому, когда мы платим больше за акустику, то должны быть уверены, что качество и характеристики динамиков, а так же качество корпусов, будут именно такими, как задумывали инженера этой акустики.

Внешний вид дорогих колонок

Если посмотреть на ассортимент недорогих акустических систем, то можно заметить — корпуса колонок, практически всех брендов, отделаны не шпоном, выполнены не из цельного дерева, даже не покрашены краской или морилкой с лаком. Там всё просто — корпуса акустики оклеены виниловой пленкой. Не скажу, что виниловая пленка смотрится некрасиво. Нет, хорошее виниловое покрытие отлично имитирует дерево.

Качественно сделанные колонки, имеющие хорошее виниловое покрытие, выглядят иногда даже лучше, чем шпонированные. Но в целях удешевления акустики, производители используют тонкую виниловую пленку. И это является их ошибкой. Тонкая пленка легко повреждается. Если клеевой слой не однородный или клей очень дешевый — пленка отклеивается. В любом случае — дешевая пленка выглядит очень плохо.

Акустика Focal с грилями и без них

Представим, имеется акустика, которую планируется поменять. Смотрим другую, которая стоит раза в три больше чем имеющаяся. Тут точно будет заметна разница внешне, имею в виду покрытие корпуса шпоном или хорошим винилом. Это можно сравнить, когда рассматриваешь современную мебель в магазине — мебель из дерева смотрится дороже, чем из ДСП, даже покрытая шпоном. Разница будет видна.

Но качественное шпонирование и аккуратная отделка требуют дополнительных затрат. Зачастую, дорогая отделка является поводом переплатить за акустику «лишние» не малые деньги. И такая отделка никак не сможет повлиять на качество звука акустики.

Потому, часто можно встретить в отделке дорогой акустики установленные «грили», которые могут скрывать лицевую часть  корпуса из ДВП, хоть «грили» и считаются показателем дешевизны. А вот на качественные динамики и хорошие кроссоверы денег не жалеют. Считаю, что это правильный подход инженеров при разработке акустики.

Но основная задумка для использования «грилей» — это защита диффузоров динамиков от случайного повреждения, детьми, например. Качество звука с ними и без них — спорный вопрос, его обсуждают и однозначного ответа нет — слушать с ними или без.

Заключение

И так, мы определили самые важные моменты, которые отличают дорогие акустики от более дешевых.

  • Цена акустики. Хотя цена и не является на 100% показателем.
  • Жесткий корпус колонки. Материалы и технология производства корпусов — важная часть качественной акустики.
  • Качественные динамики. На штампованных корзинах не часто получаются качественные динамики.
  • Кроссовер. Он должен быть не мене «второго порядка». Это практически один из самых важных моментов, после жесткого корпуса.
  • Внешний вид. В этом контексте — «дорого и дешево», это показатель значимый. Наверно четвертая часть цены в дорогой акустике складывается из её внешнего вида.
  • Контроль качества. Это важный показатель, но тут особого выбора нет — покупать «маде ин чайна» или «бренд», примерно одно и то же. Главное, не попасть на подделку.

Выводы

Дорогие колонки могут быть очень манящими и соблазнительными. Каждый любитель качественного звука пытается добиться наилучшего звука от своей аппаратуры, колонок. И на эти цели может быть «выброшено» очень много денег, а нужного результата можно и не получить.

Резюме таково, что «нельзя судить о книге по обложке». Любая, даже брендовая, акустическая система, отвечающая всем указанным выше критериям, может звучать так же плохо, как и дешевая. Про подготовку помещений нельзя забывать. Но и одна маленькая ошибка инженера-конструктора, банального — заводского брака, даст немало разочарований.

Выбирая новые дорогие колонки, стоит почитать отзывы на многих форумах, где владельцы расскажут о своих впечатлениях. Да они могут сильно разниться, но это лучше, чем просто судить по заводским характеристикам и выкладывать много денег за то, что не будет устраивать и радовать слух.

Так же, нет смысла вкладывать немалые средства в акустику, если у вас нет соответствующей аппаратуры. Недорогой усилитель и проигрыватель могут вас разочаровать в комплекте с новой, может и хорошей, акустикой. Так же, комнаты для прослушивания, без соответствующей подготовки, станет самым важным фактором, который будет негативно сказываться на звучании новой, дорогой акустики.


Будем рады вашему вниманию и комментариям. Вам не трудно — проголосуйте за эту статью. Я буду примерно знать ваше мнение о сказанном. А если оставите отзыв — буду точно знать его и приму к сведению.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями — напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.


Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Возможно, некоторые фото или тексты для данной статьи взяты из открытых источников интернета, для примера и ознакомления, не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права — сообщите об этом в комментариях.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: