Акустическая подготовка помещения. Что это такое?

Доработка

Можно ли улучшить качество звука в своей комнате, используя ту же аппаратуру и акустику? Как ни странно — можно! Но как? Нет ничего сложного — нужно провести некую работу, которая называется — акустическая подготовка помещения.

Как и что нужно сделать, чтобы довести акустическую доработку помещения до такого уровня, чтобы ваша акустика заиграла лучше, на удивление вам?

Акустическая подготовка помещения для прослушивания музыки — о чем это? Вообще — что это такое? Как провести процедуры по доработке помещения? Какие должны быть критерии? Что нужно сделать, чтобы улучшить звуковые характеристики помещения? Вот некоторые часто задаваемые в сети интернет вопросы, которые интересуют многих. Попробуем разобраться. Этому посвящена маленькая серия статей. Следите за обновлением или подпишитесь на новые статьи.

Всем  доброго здравия!

Пролог.

Слышал такую историю, что в одном московском магазине, где продают аудиотехнику, закрыли специально подготовленную комнату для прослушивания покупаемой или выбираемой аппаратуры, акустики. Почему закрыли? Решили, что не стоит больше травмировать уши и мозг людей, которые пришли и готовы потратить большие деньги на «hi-fi» или «high end» технику.

Примерно так может выглядеть подготовленная комната для прослушивания стерео системы.

Случалось так, что послушав в этой комнате акустику, купив её и установив дома, счастливый обладатель дорогой и очень дорогой системы очень сильно расстраивался от услышанного. Часто возвращали купленное назад. После чего, магазин решил сделать комнату «от обратного». Они сделали комнату практически не пригодную для прослушивания музыки.

Теперь, покупатель, послушав у себя дома новые колонки в своей комнате для приема гостей (зал, гостиная у всех они по разному называются) радовался — как замечательно они играют и как удачно случилось потратить много денег.

Ему и невдомек было, что резкое улучшение качества звука в своей гостиной от новых колонок — заслуга не дорогой акустики, а «плохой комнаты для прослушивания» в магазине.

То же самое мы можем испытать, прослушивая свои простые, не дорогие, старенькие колонки, даже не доработанные, если будем слушать их в специальном помещении, где была проведена акустическая подготовка.

Другой вопрос, что акустическая обработка помещений, для придания им неких свойств «специально подготовленной камеры» практически неприменима для домашних условий. Этого не допустят домочадцы, как минимум. В гостиной комнате мало кто решится на доработку, которая требуется при акустической подготовке помещения.

Но по любому, значительно улучшить звук самого помещения, в большинстве случаев — можно. Сделать это, можно попробовать, без каких-либо существенных затрат. Понадобится много терпения и руки из нужного места.

Попробуем разобрать основные принципы, которые смогут обеспечить отсутствие серьезного разочарования от старой акустики или вновь приобретенной, а так же — позволит услышать наши любимые мелодии и ритмы по новому.

Что такое — акустическая обработка помещения?

Как понять, что такое — «акустическая обработка помещения», что это по сути? Это нужно понимать, как облицовка определенных частей помещения  звукопоглощающими материалами. Размещение каких либо штучных поглотителей, размещенных в определенных местах, которые могут быть подвешены к потолку, стенам, углам помещения.

Такие «ловушки» значительно уменьшают, а в идеале — полностью исключают отраженные звуковые волны. Тем самым, снижается шум в зоне отраженных звуков, но этот эффект очень низок в «зоне прямого звука».

Вообще, сущность акустической обработки помещения — это борьба за качество звука. Все предпринимаемые меры — это работы по снижению влияния самого помещения на звук в принципе.

Все помещения, комнаты «звучат» абсолютно по разному. У всех «своё» эхо, индивидуальные резонансы. Одни помещения создают «излишние» низы, искаженный бас. Другие комнаты на столько «звонкие», что слушать какую бы то ни было музыку просто невозможно.

 Три составляющие обработки.

Вся акустическая подготовка помещения для прослушивания музыки разбивается на три основных понятия.

Первая.

Самая слышимая всеми соседями и самая требовательная — басовая составляющая. Она очень критична к помещению, так как низкочастотный диапазон, ниже 45 Гц и часто — выше, очень легко вступает в резонанс с комнатой.

Отсюда появляются всем известные «буханья». Вся низкочастотная составляющая начинает усиливаться и «вылазит» много всего нехорошего — теряется «разборчивость» звука, исчезает «прозрачность», «уходит» локализация.

Упругий и четкий бас придает звуку некую «воздушность». А когда он «мажется», его становится не слышно, и получается совершенно противоположный эффект — густой и ватный звук, гул, который быстро утомляет слух.

«Плохой» бас очень легко резонирует не только с помещением, но и с мебелью, усиливается и ещё сильнее искажается. Потому, эта составляющая занимает почти всю шкалу составляющих обработки помещения. И все силы должны быть направлены именно сюда — погасить, минимизировать басовые резонансы помещения.

Вторая.

Вторая составляющая — высокочастотная часть звукового спектра. Высокие частоты распространяются гораздо активнее НЧ. Они отражаются и переотражаются от всего, что встречается им на пути. Иногда может доходить до ранних отражений и реверберации высоких частот. Об этом немного говорили здесь.

Появление систем многоканального звука сводит «на нет» заботу о точном позиционировании акустики, в частности ВЧ-динамиков. Когда со всех сторон «льется» звук, то уже не столь важно — где находится слушатель, в отличии от систем с двумя фронтальными колонками.

Но по любому, высокие частоты очень подвержены влиянию самого помещения, его готовности к прослушиванию музыки.

Третья.

И наконец — третья составляющая. Менее критичны к обустройству помещения и готовности к прослушиванию музыки — средние частоты. Но это не означает, что на этот момент не стоит обращать внимания.

Плохое акустическое оформление комнаты способно значительно снизить качество средних частот. Может практически пропасть «прозрачность» этого частотного диапазона. Проявятся искажения, которые будут резать слух «мазаным» голосом исполнителя, «цыканьем» и «шипящими звуками».

На этом первая часть закончена. Во второй части обсудим — что и как можно сделать для улучшения качества звука своей акустики в комнате, какие материалы можно применить. И что конкретно можно сделать со своей комнатой, что бы акустика «заиграла» новыми красивыми звуками.

Как бы вторая часть из серии статей об акустической доработке помещения находится здесь.


Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на новые статьи сайта и получайте свежие новости самыми первыми!

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом — напишите и мы обязательно примем меры к изучению вашего мнения и опыта. И вы сможете сделать это на нашем сайте! Не забывайте про Авторские права.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

МузМедиа
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: