«Эти изменения могут привести к «четким» верхам, «точной» середине и «глубоким» басам!» Так могла бы рекламироваться работа «специалиста по звуку», того кто подбирает, подключает и настраивает стерео-аппаратуру, да и «домашние кинотеатры»..
Для некоторых людей «высококачественное аудио» означает, что нужно потратить огромную сумму денег, привлечь некоторых специалистов в этой области, чтобы потом наслаждаться великолепным качеством звука своей аппаратуры. Таких людей может быть до 90% от всех слушающих музыку и интересующихся этой темой.
Но оказывается, вы самостоятельно можете построить свою домашнюю стереосистему, не выходя за рамки определенного бюджета. При правильном подборе, почти профессиональной настройке и в хорошей домашней обстановке (немного подготовленном помещении для прослушивания).
Главное, и вдвойне приятное то, что вам не нужно быть аудиофилом, или специалистом с опытом, чтобы выполнить эти настройки. Читайте дальше — и вы поймете, что есть простые способы, как максимально эффективно использовать то, что у вас уже есть, чем вы уже давно пользуетесь.
Введение
Немного проговорю и поясню ситуацию. Решил попробовать, действовать при написании статей, как это делают заграничные меломаны, специалисты, тестировщики, измеряльщики и доработчики, в том числе и писатели подобных статей, короче, такие же как и мы — любители улучшать звук своего оборудования для прослушивания музыки.
Тему и основу нынче взял с одного англоязычного сайта. Кто читает на английском, может быть, в оригинале — уже читали. А те, кто читает подобные статьи на русском — не полезут искать «оригиналы», вот для них — посвящается. Текст переведен и адаптирован, добавлены правки. Так что — предупредил, мысли не мои (хотя полностью их поддерживаю), но пересказаны мной. И я старался сохранить ту манеру описания, рассуждений, как они звучали в оригинале. Источник — укажу в конце.
Вы не являетесь специалистом в области музыкального, звуковоспроизводящего оборудования? Это совсем не проблема! Всё, о чем будет речь далее, — вам известно, наверняка. Ну или вы слышали об этом — напомним. Потому — начнем.
Сделайте в комнате хорошую акустику
Что акустическая система, что ресивер (усилитель) — составляют основу для вывода хорошего звука. Провода пока опускаем. Акустика помещения — играет не менее важную роль. В некоторых, а я бы сказал — в большинстве случаев, пространство и планировка комнаты оказывают большее влияние на общее качество музыки и звука в вашем домашнем кинотеатре или стерео-системе. Если быть точнее — даже больше, чем все, вместе взятые компоненты системы.
Комната со множеством твердых поверхностей, таких как кафельный или деревянный пол, голые стены и стеклянные окна, может создавать множество звуковых отражений. Сводчатые потолки также создают неидеальную среду для прослушивания. Эти резонансы и отражения приводят к ухудшению воспроизведения басов, более резкому звучанию средних и высоких частот, а также размытию «звуковой картинки», если она вообще «строится».
Идеальная форма помещения — какая она? Оптимальная форма комнаты — максимально приближенная к прямоугольнику. При этом важно обращать внимание на соотношение длин сторон. Судя по многочисленным исследованиям, измерениям помещений на предмет появления звуковых искажений — помещения неправильной или нестандартной формы работают лучше, чем квадраты, прямоугольники или площади, размеры которых кратны. Прямоугольные и квадратные помещения могут создавать стоячие волны.
В идеале по правилу «золотого сечения» комната прослушивания должна иметь размеры 3м*5м*8м=120 кубов или кратное соотношение 1.6 между размерами. А будет высота потолка 3 или 5 метров — выбирать вам. Следующее сочетание размеров 5*8*13=520 кубов. Если взять помещение, ближе к 300 кубам, то 4*6.4*10.2=262 куба.
Борясь с отраженными звуками, главное — не переусердствовать. Важно, не «заглушить» комнату, нужно только «смягчить» комнату, немного. Когда будет «слишком много» — ваша музыка будет звучать неестественно, как через наушники, набитые ватой. Ковры на полу, шторы, мягкая мебель — помогают приглушить звук и немного поглотить отражения, создавая лучшую среду для прослушивания.
Перемещая мебель по комнате, можно найти оптимальное расположение и для прослушивания музыки и для удобного расположения мебели, но по любому — это может дать заметный эффект. Попробуйте сдвинуть диван от стены в центр, или отодвинуть его на 20-40 сантиметров от этой стены, из угла вытащить книжную полку и поставить туда мягкое кресло. И делая все перестановки, постоянно слушать музыку из точки прослушивания. Разницу заметите и будете поражены — на сколько она будет значительна.
С высокими потолками сложно что-то советовать. Чуть ранее пояснили про соотношение сторон комнаты. Выводы такие, что нужно и с высокими потолками поработать. Их высоту нужно как-то компенсировать. Хотя отзывы у владельцев «высоких потолков» разные. Но все сходятся в том, что в стандартных помещениях (с высотой потолков 2,6-2,8) — более адекватное поведение акустики и там проще бороться с модами.
Если вы хотите получить максимальную отдачу от потраченных денег, за свою радиоаппаратуру, то в выбранном вами помещении, обратите внимание на акустическую обработку. Вы будете слушать свои акустические системы, любимую музыку и будет гораздо меньше различных призвуков в комнате, которые мешали бы вам наслаждаться.
Расположите акустические системы правильно
Как выяснили чуть ранее, практически во всех комнатах имеются резонансные моды (также известные как стоячие волны). Эти переотражения способствуют усилению или ослаблению определенных частот, в зависимости от длины, ширины и высоты комнаты.
Правильное расположение акустических систем обеспечивает идеальный, естественный отклик практически во всем спектре частот. Так же, правильное расположение позволит «свести», на пример, сабвуфер с основной акустикой (если это комплект 5.1) или со стерео-парой. Случайное размещение может привести к таким результатам, что вы будете задавать себе вопрос — «Что не так с моими колонками? Вроде, усилитель и акустика хорошие и должны хорошо сработаться?»
Устанавливать сабвуфер там, где это кажется наиболее удобным, — не правильная идея. Это часто приводит к мутному, глухому или гулкому звучанию басов. Следует потратить время на поиски правильного расположения сабвуфера, чтобы добиться максимальной его производительности. Это может потребовать перестановки мебели, так что надо быть готовым к новым изменениям.
Любая стерео или многоканальная акустическая система, её оптимальное размещение, сводит к минимуму различные резонансы и отражения помещения. При этом, сохраняются «чистота звука», и сама «звуковая сцена». И если учесть, что у вас уже есть всё оборудование, то улучшение качества звука — не будет стоить вам ни копейки.
Если ваши колонки «имеют рост» не более 1 метра, стоят прямо на полу, то стоит задуматься о приобретении, доступных по цене и подходящих по дизайну помещения, подставок. Поднимите акустику на уровень ваших ушей — произойдет чудо с точностью воспроизведения, будете вы сидеть или стоять.
Так же, следует немного отодвинуть колонки от тыльной стены (вдоль которой установлена вся аппаратура). Если фазоинвертор колонки «выходит» назад, то отодвинуть лучше на 40-50 см. Если фазик — спереди, то 20 сантиметров от стены, в большинстве случаев, будет достаточно. Эти движения проводить лучше с напарником — один двигает, второй — слушает. Разница будет слышна, это касается низких частот, они будут «удивлять» вас своей глубиной и качеством.
Кроме того, убедитесь, что колонки расположены на одинаковом расстоянии от параллельных стен (слева и справа), и не вплотную к ним. Это нужно, чтобы обеспечить точное стереоизображение. Ведь от этих параллельных стен — отражения всё равно будут, как вы с ними не боритесь.
Убедитесь, что акустика надежно установлена и не сможет «гулять» (как например, иногда стиральные машины) по комнате. Будут это самодельные резиновые прокладки под акустикой, специальные ножки, подставки, так называемые «шипы», или акустика жестко скреплена с массивным основанием (типа плита из мрамора, декоративного бетона). Всё это для того, чтобы свести к минимуму возможность возникновения вибраций, вызывающих нежелательный шум.
Найдите эту «золотую середину»
Есть такой термин — «местоположение имеет значение». Он часто применяется ко многим аспектам повседневной жизни, включая и то самое место, где мы будем наслаждаться, слушая музыку.
Если вы находитесь в стороне от центра «точки прослушивания» или немного сбоку от точки схождения условных осей акустики, то вы не можете рассчитывать на четкое, адекватное, верное воспроизведение музыки. Идеальная позиция для прослушивания — это то «наилучшее место» в комнате, где вы сможете оценить всю вашу систему в лучшем виде, а точнее — с лучшим звуком.
Определить на бумаге эту «золотую середину», кажется очень простым вариантом. Но вы потратите время на измерение нужных расстояний, поиск нужного направления условных осей звуковых полей от акустики, перестановку оборудования, а так же — мебели.
Но нет тут сложностей! По сути, левая колонка, правая колонка и зона «наилучшего восприятия» должны образовывать равносторонний треугольник (в идеале, но не обязательно). Это уже доказано опытным путем многих меломанов, прослушиваниями, сравнениями. Это рекомендуют производители акустики.
Таким образом, если две акустические системы находятся на расстоянии 3-х метров друг от друга, «зона наилучшего восприятия», также будет равно удалена на 3 метра от каждой АС. Экспериментируйте, и найдите «то самое место», которое вам покажется идеальным. Если вы будете двигать колонки ближе или дальше друг от друга, это будет менять размер треугольника и положение точки наилучшего восприятия.
После, следует расположить (повернуть) колонки так, чтобы они были направлены прямо в точку прослушивания. Это обеспечивает наилучшее «качество изображения звуковой картинки». Попробуйте, если вы сидите или стоите в самом углу «наилучшей зоны», сделайте небольшое движение вперед к акустическим системам, и все будет идеально. Лучше, чтобы звуковые волны от колонок сходились в точке за вашей головой, а не на кончике вашего носа.
Используйте хороший акустический провод
Много споров по поводу проводов, которые соединяют между собой усилитель и акустику. Но истина где-то по середине. Вы можете потратить тысячи рублей на акустические кабели — никто не запрещает и не оспаривает, хотя в этом нет особой необходимости. Однако, качественные акустические кабели, правильного сечения, могут повлиять на то, что вы слышите из вашей акустики.
Цена, сама по себе, не делает кабель лучше. Хороший кабель — это тот, который будет соответствовать номинальному сопротивлению акустики, при заданных параметрах, который имеет достаточное сечение и нужную длину. Кроме того, хороший провод должен иметь соответствующее экранирование (например, воздухонепроницаемую оболочку для медных и серебряных проводов) и разъемы без слабых мест, воздушных зазоров или некачественной конструкции.
Если кабель качественно изготовлен из качественных материалов, и соответствует требуемым параметрам, не имеет значения, стоит ли этот кабель 500 рублей за метр или 5000. Это будет лучше, чем использовать первый попавшийся провод для подключения акустики, подходящий по сечению. Используя какой-нибудь тестовый трек, можно понять, услышать разницу в использовании того или иного акустического провода.
Характеристик, описываемых хороший акустический кабель — достаточно много (о них уже много говорили в других статьях) и они практически все важны, но главное, что бы проводник имел способность проводить достаточный ток. В большинстве случаев, как не крути — чем толще провод, тем лучше будет звук. Поэтому, для начала, следует изучить характеристики ваших акустических систем и подбирать соответствующее сечение. Кабели, входящие в комплект некоторых колонок, могут быть почти такими же тонкими, как зубная нить. Использовать подобные — не рекомендуется.
Приобретите провод для подключения акустики — как минимум 2,5 мм.кв. Хотя, для акустики от музыкального центра (вероятно это даже колонки в пластиковом корпусе), будет достаточно и 1,5 мм.кв. Если акустика расположена дальше чем 3-4 метра от усилителя, то не стоит даже думать о возможности уменьшения сечения провода, в целях экономии финансовых средств.
Коннекторы акустического провода
Многие кабели «премиум-класса» и фирменные кабели имеют на концах некие элементы, которые «способствуют уменьшению помех» в проводнике, и имеют «улучшенные соединения», в виде посеребренных, позолоченных коннекторов, что «способствует улучшенной передаче сигнала и исключает «некачественное соединение».
Некоторые «слухачи» утверждают, что слышат разницу в качестве проводов. Другие говорят, что — «это маркетинг, в лучшем или худшем его проявлении». Что бы вы ни решили, готовясь приобрести акустический кабель — выбирайте качество производства. Вам не нужно что-то настолько дешевое и хрупкое, что со временем оно может изнашиваться, портиться или ломаться. Вы можете получить отличные кабели, с хорошими коннекторами, не заплатив много денег.
Уточним еще один момент. Если ваши колонки сзади, терминалы, оснащены двумя парами коннекторов, их можно соединить двумя парами проводов. Но этого можно и не делать сразу. Возможно позже, когда вы решите подключить акустику по Би-вайрингу или Би-ампингу, то предусмотрите еще отрезок подходящего акустического кабеля. Разница вам будет понятна, когда внимательно изучите картинку.
Это более предпочтительное соединение акустики и усилителя. А в случае с подключением по Би-ампингу, вам понадобится два усилителя, что бы управлять и усиливать отдельно ВЧ и СЧ-НЧ — каналы. Но как утверждает опыт и отзывы — это еще один способ, чтобы улучшить общее качество звука.
Если вы уже разместили акустику и оборудование, все, что вам нужно, — это дополнительный комплект кабелей, который будет проложен рядом с первым. Сначала проверьте, есть ли у вашего усилителя, ресивера — соответствующие возможности, терминалы, доступные для подключения такими способами. Если да, то двухпроводное подключение может стать недорогим способом улучшить и настроить звук вашей стереосистемы.
Правильная регулировка, настройка звука
Большинство стерео- и A/V-ресиверов/усилителей имеют свою систему меню. Это позволяет настраивать различные звуковые функции и изменять характеристики. Среди наиболее важных параметров — размер акустики, настройка басов и уровень громкости.
Размер акустики (большой или маленький) позволяет определить диапазон частот ресивера, который будет передаваться на данную акустику. Возможности такой настройки ограничивают частоты для подачи их на определенные колонки. К примеру, не стоит указывать, что ваши тыловые колонки «большие» — это может для них плохо кончится.
Сделав такую настройку, на маленькие тыловые колоночки пойдет практически полный спектр частот, на которые они никак не рассчитан. Они не смогут играть самые низкие частоты, но будут пытаться, будут хрипеть и в конце концов — сгорят катушки и могут, к тому-же, порваться подвесы, на которых держится сам диффузор.
Настройки вывода басов могут определять, будут ли низкие частоты воспроизводиться только фронтальными колонками или сабвуфером, или они все будут играть «низы». Наличие этой опции позволяет вам точно настроить качество звука, в соответствии с вашими предпочтениями. Возможно, вам нравится слушать больше басов, поэтому вы можете выбрать, чтобы фронтальные колонки воспроизводили и низкие частоты. Или, может быть, ваши колонки лучше всего воспроизводят только высокие и средние частоты, поэтому вы можете оставить низкие частоты только сабвуферу.
Настройте уровни громкости во всех каналах, отдельно, такую, что бы вам было приятно и интересно слушать звуковое сопровождение фильма или музыкального видео концерта. Современные ресиверы имеют собственные возможности настроить правильный уровень громкости, используя специальную функцию и микрофон, который должен быть в комплекте с таким ресивером. Но в любом случае — вы сами сможете всё это корректировать, настраивать «под себя».
Многие ресиверы и усилители оснащены усовершенствованными алгоритмами декодирования (например, Dolby, DTS, THX) в различных формах. Вы можете ощутить эффект виртуального объемного звука с расширенной звуковой сценой, особенно при использовании совместимых источников звука, а также при просмотре фильмов и видеоигр, если эта функция включена.
Изучите все возможные настройки и не бойтесь дополнительно настраивать звук. Регулируйте частоты с помощью элементов управления через встроенный эквалайзер. Многие ресиверы предлагают набор готовых предварительно подготовленных настроек эквалайзеров и звуковых эффектов. Вы можете улучшить звучание своих колонок, используя преднастройки по жанрам, сделав звук более «подготовленным» для джаза, рока, или настроить эффект концертного зала, что бы интереснее было слушать классику.
Вы хотите выразить своё мнение, или есть желание стать автором статей на нашем сайте? Будем рады! Не забываем про Авторские права.
Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.
Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем признательны! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания ниже.
Возможно, некоторые фото или тексты, для данной статьи, взяты из открытых источников интернета, для примера и ознакомления. Если не указано иное, то не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права — сообщите об этом в комментариях.
lifewire.com